Как оформить разрешение на работу такси
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить разрешение на работу такси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Что делать, если изменился номер автобуса?
В 2023 году существует возможность заменить номера автобуса (в том числе и по желанию собственника). В этом случае следует внести изменения и в реестр лицензий.
До 31 декабря 2020 года для этого нужно было подать в Ространснадзор:
- уведомление;
- документы, подтверждающие изменения (копия свидетельства о регистрации);
Информация о новых номерах вносилась реестр в течение 3-х рабочих дней.
С 1 января 2021 года для изменения данных в реестре автобуса требуется заявление, содержащее следующую информацию:
- наименование лицензиата;
- номер ИНН;
- номер и дата выдачи лицензии;
- сведения об автобусе, которые нужно изменить;
- способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
- необходимость получения выписки из реестра.
Информация в реестре обновляется в течение 1-го рабочего дня.
Какие виды маршрутного такси есть в России
Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:
-
осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
-
осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.
Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:
-
Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.
-
Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.
-
Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.
-
Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.
Как поставить микроавтобус на маршрут
Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.
Сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси
Однозначного ответа на вопрос о том, сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси нет. Здесь все зависит от того в каком регионе планируется стартовать, планируется или нет закупка автопарка, будут ли оказываться иные услуги. Некоторые ориентиры по вложениям можно получить из объявлений о продаже готового бизнеса. Готовый бизнес со всей документацией, микроавтобусом и водителями, которые согласны работать на нового хозяина обойдется в сумму от 650 до 1350 тыс. рублей. Вариант покупки готового бизнеса может быть привлекателен тем, что предприниматель будет избавлен от многих стартовых бюрократических преград и сможет рассчитывать на определенный поток клиентов. В этом случае покупателю останется только точно выяснить, по какой именно причине владелец продает свой бизнес. В основной период расходная часть бизнеса может включать аренду стоянки, фонд оплаты труда, расходы на ГСМ, страховку, ТО и ремонт. Также в текущие издержки может входить абонентская плата за маршрут, оплата медобслуживания, налоги.
Размер штрафа за отсутствие лицензии (разрешения) на такси
За нелегальную работу такси предусмотрены штрафы:
- для физических лиц — от двух до двух с половиной тысяч рублей.
- для должностных лиц — от четырёх до пяти тысяч рублей.
- для юридических лиц — от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Требования, предъявляемые к водителю и автомобилю
Федеральное законодательство регламентирует условия и порядок получения лицензии на машину для работы в такси, но к самому транспортному средству особых ограничений не предусматривает. То есть, не имеет значения марка автомобиля, тип силового агрегата и кузова, объем двигателя, вид трансмиссии и пр. Обязательным является:
- наличие оранжевого фонаря на крыше;
- нанесение на боковые поверхности кузова такси шахматки контрастного цвета;
- установка таксометра.
Дополнительные требования к машине вправе устанавливать местные власти. Это может касаться цветового оформления авто. Например, в Москве лицензию выдают владельцам автомобилей желтого цвета, а в Подмосковье – белого. В большинстве российских городов окрас такси не имеет значения.
Каждые полгода в обязательном порядке проводится технический осмотр автомобиля, а перед началом рабочей смены проверяется исправность ТС. Осмотром может заниматься механик компании-перевозчика или ИП самостоятельно.
К водителю такси предъявляются следующие требования:
- наличие не менее 5 лет водительского стажа;
- отличное состояние здоровья, прежде всего, зрения;
- высокая скорость реакции.
Водитель должен быть корректным и сдержанным по отношению к пассажирам. Перед началом рабочей смены и по ее окончании он должен проходить медосмотр, а каждые два года – медкомиссию.
Если требования к автомобилю и водителю не выполняются, то разрешение на такси может быть отозвано. Этого следует ожидать и при совершении ДТП.
Дата и время прохождения медицинского и технического осмотра перед сменой фиксируются в путевом листе. Этот документ является обязательным для такси. Его отсутствие наказывается штрафом в размере 500 рублей, но только для наемного сотрудника. Если же водитель является индивидуальным предпринимателем, то должен будет заплатить 30 000 рублей. Такая же сумма вносится и за отсутствие какой-либо отметки в путевом листе, например, штампа о прохождении предрейсового медосмотра. В том случае, когда нет еще и отметки о техосмотре, размер штрафа увеличивается вдвое и достигает 60 000 рублей.
Наличие путевого листа обязательно для всех водителей такси, вне зависимости от того является ли он ИП или трудоустроен по договору. Документ выдается на 1 сутки, но может быть действительным и на протяжении одного месяца, при условии ежедневного внесения отметок о мед- и техосмотрах. Организация вправе использовать бланк, форма которого утверждена Госкомстатом РФ, или же собственный, но соответствующий всем требованиям Минтранса России. В нем должны отражаться следующие данные:
- название документа, его порядковый номер, период действия;
- информация о владельце транспортного средства (название организации, правовая форма, контактные данные);
- сведения о водителе (ФИО, отметки о прохождении медицинского осмотра);
- сведения об автомобиле (модель, регистрационный номер, время выезда на маршрут и возвращения, данные о пробеге, расходе топлива и т. п.);
- информация о маршруте.
Путевой лист – это, прежде всего, отчетный документ, необходимый для ведения бухучета в транспортных организациях. По данным, указанным в нем, происходит списание ГСМ, начисление налогов и зарплаты сотрудникам. Если таксист работает в транспортной компании, то путевые листы оформляет именно она. В том случае, когда водитель является ИП, он может купить бланки или скачать их в интернете и распечатать.
Требования к соискателю
Выдается лицензия юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, которые собираются осуществлять перевозки более восьми пассажиров на соответствующем для этого транспорте.
Кроме этого, должны выполняться следующие условия:
Перед началом рейсов водителей должен осматривать специалист, у которого есть соответствующее медицинское образование (высшее или среднее). Кроме образования, он должен пройти обучение по дополнительной программе – по осмотру водителей рейсовых автобусов. Такой человек может либо состоять в штате предприятия, либо быть сотрудником медицинской организации, с которой у соискателя заключен договор.
Для проведения техобслуживания транспорта должны быть специальные помещения и оборудование. В качестве альтернативы этого требования может выступать заключение договора с другой организацией на оказание таких услуг.
У предпринимателя должен быть заключен договор (трудовой или об оказании услуг) с водителями, которые соответствуют таким требованиям:
- квалификация (водительские права категории D) и стаж работы (не менее 5 лет);
- отсутствие медицинских противопоказаний к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров (что подтверждается справкой утвержденной формы).
Соискатель должен иметь в наличии транспортные средства, принадлежащие ему на законном основании. Это может быть и купля-продажа, и аренда, и лизинг. По своей конструкции и назначению они должны быть пригодными для перевозки людей (с приложением постановления соответствующего территориального органа). Свидетельством о регистрации ТС должны допускаться к участию в дорожном движении.
Соблюдение каждого из этих условий подкрепляется документами.
Если владелец предприятия одновременно является и водителем своего коммерческого транспортного средства, то он также должен документально подтвердить свою пригодность к этой работе.
Порядок получения лицензии
- Уполномоченным государственным органом по выдаче лицензии является Федеральный орган по надзору в сфере транспорта. Для выдачи разрешения необходимо обратиться в управление данной службы по субъекту федерации со следующими документами:
- Заявление с указанием требования о выдаче нужной лицензии
- Учредительные документы организации. Если Вы индивидуальный предприниматель, то это свидетельство о гос. регистрации и свидетельство с ИНН, выписка из ЕГРИП. В случае, если получателем лицензии выступает юридическое лицо, то дополнительно необходимо приставить решение о его создании, о назначении директора и устав.
- Документы на сотрудников. Применительно к данному виду лицензирования перевозок необходимо подготовить документы на водителей, в частности, это справка с мед. комиссии, водительское удостоверение с соответствующей категорией, трудовая книжка.
- Документы на транспорт. К ним относятся: полис ОСАГО, ПТС, талон технического обслуживания, свидетельство о гос. регистрации транспортного средства.
- В случае аренды транспорта, необходимо предоставить копию договора аренды.
- Документы о наличии автотранспортной стоянки. Бывают двух видов: свидетельство о гос. регистрации права собственности либо договор аренды.
- Документы о наличии сотрудников, осуществляющих предрейсовый осмотр водителей и контроль надлежащего состояния транспорта. В данном случае так же необходимо подтвердить квалификацию данных сотрудников и их право заниматься подобной деятельностью (медицинская лицензия).
- В случае заключения договора на обслуживание со сторонней организацией, необходимо предоставить такой договор с приложением к нему лицензии компании.
- Платёжное поручение об уплате государственной пошлины. За лицензирование перевозок необходимо уплатить 6 000 рублей.
Лицензирование перевозок грузов
В целом вопрос лицензирования касается следующих видов транспортных перевозок пассажиров и грузов:
- на внутреннем водном транспорте — на речном транспорте перевозки отличаются по видам флота-осуществляемые самоходом и не самоходом, а также на судах смешанного плавания «Река-Море», также имеются виды прямые и местные. Основным различием является то, что для речной перевозки имеются сроки приема груза к перевозке.
- по перевозкам морским транспортом, то они квалифицируются на внутренние-между портами одного моря, и на внутренние перевозки между портами разных морей, и перевозки в заграничном сообщении
- посредством воздушного транспорта — для доставки грузов используют самолет и вертолет. Самолеты подразделяются на пассажирские и грузоперевозки-которого вместительность не должно превышать 100 м.куб., а пассажирский лайнер может доставлять груз не больше 20 тонн. Вертолеты так же подразделяются на несколько видов: многоцелевые или грузо-пассажирские воздушные суда; пассажирские. Не предназначаются для перевозки грузов; транспортные. Могут перевозить товары как внутри кабины пилота, так и на внешней подвеске; вертолеты – краны. Воздушные суда предназначаются для доставки товаров на тросах и выполнения наиболее сложных высотных работ.
- автомобильного транспорта — выше перечислены все виды транспортных перевозок.
- железнодорожного транспорта — данный вид лицензии имеет такие же требования, как и вышеуказанные, но отличается тем, что плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 3 года, продолжительностью не более 1 месяца. И один из требований к работникам является то, что сотрудник должен иметь стаж работы в данной сфере не менее 3 лет за последние 10 лет трудовой деятельности.
На морском транспорте — требование к лицензии особо щепетильные:
- Соблюдение законодательства РФ и Правилам морской перевозки для опасных грузов;
- Соблюдение правил пожарной безопасности;
- Наличие у соискателя производственных объектов
- Причалов, непосредственно связанных с нефтебазой и оборудованного нефтепроводом, соответствующего правилам технической эксплуатации;
- Наличия на судах необходимых судовых документов;
- Наличия у соискателя плана ликвидации аварийных ситуаций при работе с опасными грузами и предупреждения разливов нефтепродуктов;
- Наличие у соискателя должностных лиц, отвечающих за разгрузочную деятельность, за контроль безопасности мореплавания, докеров, соответствующей квалификации.
Как получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа
Напомним, что получить разрешение на такси может только зарегистрированный индивидуальный предприниматель или организация. Обращаться за разрешением надо в уполномоченный государственный орган (это может быть Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта).
Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.
Заявление и другие необходимые документы можно подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг, поэтому надо заранее получить пароль для доступа к сайту госуслуг.
Разрешение на деятельность такси выдаётся сроком на пять лет, в отличие от лицензии на пассажирские перевозки, которая бессрочна. Что касается платы за выдачу, то это зависит от региона. В Москве разрешения выдают бесплатно, в Питере за символическую плату в 320 рублей.
К транспорту закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ особых требований не предъявляет, достаточно, чтобы автомобиль имел на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветографическую схему (шахматку); таксометр. Что касается цвета самого автомобиля, то это также зависит от региона. Например, в Москве действует еще и специальный городской закон о такси, который обязывает иметь кузов только желтого цвета.
Заявитель (ИП или ООО), желающий получить разрешение на перевозку, должен обеспечивать техническое обслуживание и ремонт своих машин, контролировать их состояние перед выездом на линию, а также прохождение водителями медосмотра перед рейсом. Водителем такси может быть только лицо, имеющее общий стаж вождения не менее трёх лет.
В пакет документов, кроме самого заявления, входят:
- копия паспорта заявителя (предпринимателя или директора ООО) или его представителя;
- копии свидетельств о регистрации автомобилей, которые будут использоваться для перевозки пассажиров;
- копия договора лизинга или аренды, если транспорт не находится в собственности заявителя.
Ответы на другие вопросы по получению разрешения на такси можно получить на самих региональных сайтах уполномоченных госорганов. Вот здесь, например, есть вся необходимая информация по г. Москве.
Стоимость услуг по оформлению документов для УГАДН
Наименование услуги |
Москва |
Санкт-Петербург |
Регионы |
---|---|---|---|
Цена на пассажирскую лицензию для перевозки сотрудников | от 15000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Внесение в реестр лицензированных автобусов | 5000 р. | от 4000 р. | от 4000 р. |
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН | 5000 р. | от 4000 р. | от 4000 р. |
Поиск специалиста по БДД | от 10000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Какие документы необходимы для получения лицензии
Для того чтобы получить лицензию, необходимо предоставление следующего перечня документов:
- заявление;
- копия приказа о назначении лица, несущего ответственность за обеспечение безопасности в процессе дорожного движения;
- копия договора с медицинскими работниками о проведении осмотров водителей;
- копия свидетельств о том, что все автобусы, которые будут включаться в лицензию, прошли регистрацию;
- копии документов для подтверждения основания владения техникой (договора аренды) в том случае, если автобусы не находятся в собственности организации;
- опись документов.
от 16.12.2004 г. №300
ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКИМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
В ГОРОДЕ ВЛАДИМИРЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила разработаны с целью обеспечения порядка и безопасности перевозок городским пассажирским транспортом.
1.2. Перевозка пассажиров осуществляется двумя видами городского пассажирского транспорта: автобусным и троллейбусным. В городском транспорте действует кондукторный метод обслуживания пассажиров.
1.3. Тарифы на проезд (стоимость разового билета, месячного проездного билета) в муниципальном горэлектротранспорте устанавливаются главой города.
1.4. Троллейбусы и автобусы выпускаются из парка по расписанию, c оставленному соответствующими службами транспортных предприятий и согласованному с администрацией города. Расписание движения составляется на каждый маршрут, конечную станцию и контрольный промежуточный пункт, по сезонам года, на рабочие и выходные дни. Оно является обязательным для всех работников автомобильного и электрического транспорта.
1.5. Начало движения городского пассажирского транспорта осуществляется с конечной остановки согласно утвержденному администрацией города графику движения.
1.6. Дополнительная информация, включая рекламу, на городском пассажирском транспорте в целях обеспечения безопасности перевозки пассажиров распространяется по согласованию с администрацией города и уполномоченными органами, на которые возложен контроль за безопасностью движения.
1.7. Подвижной состав на линию должен выходить с лобовыми, боковыми и задними указателями маршрутов. В салоне должна находиться следующая информация: Правила пользования городским пассажирским транспортом, стоимость проезда, схема движения, обозначены места для инвалидов, беременных женщин, пожилых людей, реквизиты городского транспортного предприятия с указанием телефона офиса и диспетчерской службы перевозчика, фамилия, имя, отчество водителя и кондуктора.
1.8. Оперативное руководство движением на городском маршруте пассажирского транспорта осуществляется диспетчером транспортного предприятия – перевозчика, телефон которого указан в салоне подвижного состава, следующего по данному маршруту. Общее руководство движением троллейбусов и автобусов по всей маршрутной сети города осуществляется центральным диспетчером единой диспетчерской службы города (ЕДС).
1.9. Вход пассажиров в салон автобуса, троллейбуса и выход из него осуществляется только на остановочных пунктах.
1.10 Посадка и высадка пассажиров производится в следующей последовательности:
а) в автобусах, имеющих одну дверь, – сначала высадка, а затем посадка;
б) в автобусах, имеющих две двери, – высадка пассажиров через обе двери, а посадка через заднюю дверь;
в) в автобусах и троллейбусах, имеющих три двери, – высадка через все двери, а посадка через заднюю и среднюю двери.
Правом посадки через переднюю дверь пользуются пассажиры с детьми дошкольного возраста, беременные женщины, инвалиды и престарелые граждане, работники пассажирского транспорта (при исполнении служебных обязанностей).
Вход в троллейбус, автобус с багажом разрешается только через заднюю дверь.
1.11. При обнаружении в салоне троллейбуса, автобуса забытых другими пассажирами вещей, документов, денег и других ценностей их необходимо сдать водителю, кондуктору, диспетчеру диспетчерского пункта маршрута или в центральную диспетчерскую (ЕДС), а водитель или кондуктор – диспетчеру предприятия, после чего забытые вещи приходуются и возвращаются владельцам в порядке, предусмотренном “Инструкцией о порядке учета, хранения и выдачи вещей, найденных в салонах городского пассажирского транспорта на территории Российской Федерации”, утвержденной приказом МЖКХ РСФСР от 24.01.74 г. № 30.
1.12. Транспортные предприятия несут ответственность за ущерб, причиненный здоровью пассажира, его багажу, в соответствии с действующим законодательством РФ.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРОВ
2.1. Право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте имеют дети до 7 лет, не занимающие посадочного места.
2.2. В случае схода с линии автобуса, троллейбуса из-за возникшей неисправности, пассажир имеет право без дополнительной оплаты продолжить поездку по данному маршруту в соответствии с приобретенным билетом.
2.3. Пассажир вправе обратиться с жалобой в администрацию города, к руководству муниципального предприятия на недостатки в работе городского общественного транспорта (нарушения в расписании движения, низкую культуру обслуживания и другое ).
2.4. Пассажир имеет право провозить бесплатно одно место багажа размером не более 60х40х20 см, мелких животных и птиц в клетке, одну пару зачехленных лыж, детские санки и коляски, собаку – проводника (в наморднике и на поводке со специальным опознавательным знаком), сопровождающую слепого (при наличии у него документа на право пользования собакой – проводником).
2.5. Войдя в салон, пассажир обязан оплатить проезд (приобрести билет), дающий право проезда в данном виде транспорта. Проездной документ необходимо сохранять до конца поездки и предъявлять его по первому требованию лица, имеющего право контроля. Пассажир обязан освободить салон троллейбуса, автобуса по прибытии на конечный пункт маршрута и по требованию водителя (в случае технической неисправности подвижного состава, дорожно-транспортного происшествия).
2.6. Безбилетным считается пассажир, если он до следующей остановки после посадки не оплатил стоимость проезда или провоза багажа, а также предъявивший проездной документ, дающий право проезда на другом виде транспорта или выданный другому лицу, а также приобретенный в другом городе. За безбилетный проезд или неоплаченный провоз багажа в городском пассажирском транспорте взыскивается штраф в размере, установленном в соответствии с действующим законодательством. Уплаченный пассажиром штраф не освобождает его от обязанности оплатить стоимость проезда или провоза багажа.
2.7. За провоз багажа размером более 60х40х20 см, а также длинномерных предметов более 150 см (кроме лыж) пассажир обязан оплатить каждое место багажа в двойном размере действующего тарифа. Перевозка служебных, охотничьих собак производится в наморднике с оплатой одного места по действующему тарифу.
2.8. При поездке в автобусе, троллейбусе запрещается:
· проезд пассажиров в нетрезвом состоянии;
· курение пассажиров и водителя в салоне автобуса, троллейбуса;
· открывать окна без разрешения водителя;
· прое зд в гр язной одежде, пачкающей окружающих пассажиров;
· распивать спиртные, в том числе и слабоалкогольные напитки.
2.9. Повреждение пассажиром салона троллейбуса, автобуса и их внутреннего оборудования влечет ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
2.10. Пассажиру запрещается провозить:
· огнеопасные, взрывчатые, зловонные, отравляющие и ядовитые вещества;
· огнестрельное оружие без чехлов и надлежащей упаковки;
· громоздкий багаж размером более 100х50х30 см, длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж).
2.11. Штрафы за нарушения, указанные в пункте 2.6, налагаются уполномоченными на то работниками городского пассажирского транспорта. Штрафы взимаются на месте совершения правонарушения. В случае неуплаты физическим лицом административного штрафа на месте совершения административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
3. ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЯ
Водитель городского пассажирского транспорта обязан:
3.1. Выезжать на линию с полной экипировкой салона троллейбуса, автобуса и внешних указателей маршрута. Следуя нулевым рейсом, останавливать подвижной состав на всех остановочных пунктах для посадки и высадки пассажиров.
3.2. Быть внимательным к пассажирам. Остановив троллейбус, автобус на остановочном пункте, водитель должен открыть двери и объявить название остановки. Перед отправлением с остановочного пункта водитель обязан объявить: “Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка…”. При изменении маршрута объявлять об этом на каждой остановке.