Чем ведомственная охрана отличается от вневедомственной
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем ведомственная охрана отличается от вневедомственной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ведомственная служба может использовать разнообразные средства для защиты объектов. К примеру, служебных животных, средства экстренной остановки транспорта, стрелковое оружие, дополнительные средства для поимки преступников. Некоторые члены отрядов могут являться юридическими лицами. Впрочем, они продолжают подчиняться министерствам и профильным организациям.
Таблица различий ведомственной и вневедомственной охраны
Отличия | Ведомственная охрана | Вневедомственная охрана |
1. Правовые основы | Действия регулируются ФЗ №77 от 14.04.1999. Подчиняется профильным ведомствам: МВД, МЧС, Минобороны, Минтранспорта и пр. | Структурное подразделение Росгвардии. |
2. Полномочия | Имеет широкие полномочия. Обеспечивает безопасность федеральных органов власти, госкорпораций, юридических лиц, подконтрольных различным министерствам. | Обеспечивает безопасность коммерческих и частных объектов разного назначения и масштаба. Работает на объектах военно-промышленного комплекса. |
3. Структура | Включает учебные центры и профильные отделы министерств и ведомств. | Включает центры оперативного управления, централизованные пункты охраны, строевые спецподразделения. |
4. Вооружение и оснащение | Стрелковое ручное боевое оружие, огнестрельное оружие, гладкоствольное длинноствольное оружие, спецсредства несмертельного действия, дубинки, электрошокеры, наручники, автомобильные заграждения. | Нарезное огнестрельное оружие, дальнобойное оружие, спецсредства нелетального действия, боевая экипировка, спецтранспорт. |
5. Формат оказания услуг | Работает в штате министерств и ведомств. | Работает по договору, как и ЧОПы. Строгий прайс. |
Задачи и обязанности ВО
Круг задач, решением которых занимаются сотрудники вневедомственной охраны, регламентирован федеральным законом № 226, принятым в 2016 году. В него входят:
— охрана на основе договора объектов, принадлежащих физлицам и юрлицам;
— соблюдение пропускного режима;
— обеспечение безопасности коммуникаций, важных грузов, ВГО, определенных перечнем, который утвержден председателем правительства России;
— проведение работ, мероприятий, оказание услуг по обеспечению сохранности вверенных объектов и имущества в рамках единой технической политики;
— повышение эффективности мер, касающихся защиты имущества, принадлежащего частным лицам, индивидуальным предпринимателям и организациям;
— оперативное реагирование на тревожные сигналы, которые поступают на охранные пульты центральных пунктов наблюдения.
Это то, чем в первую очередь занимаются сотрудники отделов вневедомственной охраны. По решению Главного управления МВД они могут выполнять и другие функции:
— обеспечивать безопасность должностных лиц и рядовых граждан;
— охранять общественный порядок, пресекать правонарушения;
— контролировать соблюдение режимов чрезвычайного или военного положения, введенного на территории РФ/отдельных субъектов федерации;
— противодействовать терроризму, участвовать по распоряжению президента России в контртеррористических операциях.
Общее руководство ОВО осуществляет Главное управление Росгвардии. Отделы вневедомственной охраны могут сотрудничать с полицейскими службами, ФСБ и иными государственными структурами. Совместная работа проходит в рамках межведомственного взаимодействия, при этом сотрудники ВО подчиняются только своим начальникам.
Основные отличия разных типов охраны можно представить в виде таблицы
Ведомственная | Вневедомственная |
Подчиняется своим профильным ведомствам. Является профильным отделом своего ведомства | Подразделение Росгвардии |
Очень широкие полномочия. Может обеспечивать безопасность любых юрлиц и государственных органов, которые подконтрольны соответствующему министерству | Охраняет частные и коммерческие объекты |
Имеет право производить досмотры, задержания, составлять протокол, транспортировать задержанного | Имеет право только задержать человека, чтобы немедленно передать его полиции |
В оснащении – богатый набор боевого вооружения, специальные средства нелетального действия, наручники, заграждения для автотранспорта | В оснащении – нарезное оружие, нелетальные спецсредства |
Осуществляет свою деятельность в составе штата ведомства | Предоставляет услуги на основании заключенного договора |
Состав и численность организации
Для обеспечения максимально эффективной охраны вверенных ей объектов ВО Росгвардии четко структурирована на отдельные службы, каждая из которых выполняет исключительно возложенные на нее обязанности, но все вместе они координируются из единого центра, что позволяет добиться максимальной скорости реагирования на возникающую для охраняемых объектов опасность и быстрого задержания преступников.
Структурно ВО ВНГ подразделяется на:
- Главное управление ВО Росгвардии (находится в Москве);
- региональные Управления ВО (УВО) — есть в каждой области страны;
- отделы вневедомственной охраны (ОВО) — организованы во всех крупных и малых городах России.
Независимо от того, в каком статусе человек хочет работать/служить во вневедомственной охране (вольнонаемным или аттестованным сотрудником со спецзванием), он обязан соответствовать следующим требованиям:
- быть совершеннолетним;
- иметь только российское гражданство;
- не иметь судимости, а также проблем с алкоголем/наркотиками;
- помимо этого, он не должен иметь судимых родственников и участвовать в деятельности экстремистских/противоправных организаций;
- у кандидата должно быть отличное физическое и психическое здоровье (перед приемом на работу каждый будущий росгвардеец проходит полное медицинское обследование);
- наконец, претендент на службу в ВО ВНГ обязан обладать знаниями, достаточными для исполнения им служебных обязанностей на той должности, которую он планирует занимать во вневедомственной охране.
Что прописать в документации на конкурентные закупки
Шаг 1. Установите требования к участникам по п. 1 ч. 1 с. 31 ФЗ № 44-ФЗ. При закупке услуг ЧОПа потребуйте наличие лицензии на частную (охранную) деятельность. Пропишите необходимые виды деятельности согласно ст. 3 закона №2487-1 от 11.03.1992. Для объектов, включенных в Перечень №587, установите требование: участник не является ЧОПом.
Шаг 2. Пропишите дополнительные требования к участникам по ч. 2 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ. Если закупаете услуги по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, установите дополнительные требования к участникам закупки.
Дополнительные требования к участникам |
Документы, которые подтверждают, что участник соответствует доптребованиям |
---|---|
Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке исполненного контракта (договора) по 44-ФЗ или 223-ФЗ на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена такого контракта (договора) — не меньше 20% от НМЦК |
Копия контракта (договора), сведения о котором есть в реестре контрактов. Этот контракт исполнялся без неустоек (штрафов, пеней). Копия акта (актов) выполненных работ, который содержит обязательные реквизиты по ч. 2 ст. 9 Федерального закона о бухучете и подтверждает его стоимость. Этот акт подписывается не раньше 3 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке |
Не дай бог, разговаривая с сотрудниками вневедомственной охраны, назвать их вохровцами.
– Нам это обидно, – отреагировал на такую оговорку журналиста председатель совета ветеранов вневедомственной охраны по Екатеринбургу Андрей Перескоков. – ВОХР – это ведомственная охрана. Если кто помнит, преклонных лет сторожа. Чаще невооружённые либо вооружённые свистком или ружьём – как в комедии «Операция Ы».
Разговор наш состоялся в музее управления вневедомственной охраны, который создают ветераны. Открыть его собираются в следующем юбилейном году. Здесь представлена вся история службы: летопись подразделений, рассказы о людях, событиях, форма, техника.
– Эти пульты, «Байкал» и «Ялта», – не самые древние, – указывая на металлические ящики с рядами переключателей, говорит заведующий музейным комплексом Евгений Стенин. – На них дежурные принимали сигналы тревоги в 80-е годы прошлого века.
– А это – форма, переданная нам лично генерал-майором в отставке Владимиром Гордеевым, который прослужил во Внутренних войсках более сорока лет, – добавляет председатель совета ветеранов областного УВО Сергей Шабынин. – Есть в музее и форменки с плеча наших коллег, служивших в далёкие 50-е годы.
Собранные в музее экспонаты наглядно демонстрируют, перефразируя поэта, прогресса «шаги саженьи». Огромные чёрные магнитофоны с плёночными бобинами для записи переговоров, неподъёмные рации, телефонные трубки в металлических коробках – они висели на улицах, и по ним можно было связаться с дежурным, чтобы сообщить о преступлении, вызвать наряд. На журнальном столике – образцы автомашин разных лет, на которых вели патрулирование.
– А я застал ещё времена, когда группы задержания по тревожному сигналу выезжали на такси, – вспоминает Андрей Перескоков. – Хорошо, что всё это в прошлом.
Служба вневедомственной наружной сторожевой охраны (ВНСО) была создана 29 октября 1952 года. Однако в Свердловской области отдел ВНСО при управлении внутренних дел появился на год позже – 2 ноября 1953 года. Возглавил его полковник милиции Иван Валицкий.
В состав ВНСО вошли сторожевые и военизированные подразделения, которые стали осуществлять наружную охрану особо важных и режимных объектов, промышленных предприятий и строительных организаций, хозяйственных, административных и других объектов.
В 1987 году под вневедомственную охрану в стране было передано более 40 тысяч объектов народного хозяйства. Повсеместно были созданы пункты централизованной охраны (ПЦО). В 2016 году вневедомственная охрана вошла в структуру Росгвардии.
Вневедомственная охрана Росгвардии – это специальное подразделение, выполняющее охрану различных объектов, а также имущества физических и юридических лиц. При этом ее сотрудники не входят в кадровый состав охраняемых объектов.
Появление вневедомственной охраны было обусловлено загруженностью силовых структур, а также тем фактом, что органы правопорядка работают над правонарушениями постфактум, уже после их совершения. С вневедомственной охраной правонарушения решаются по факту и оперативно.
Задача ОВО – предотвращение и прекращение преступления. Вневедомственная охрана выполняет поддержку государственного порядка, но также предоставляет услуги физлицам и различным организациям. Этим она отличается от ведомственной охраны, не работающей с частными клиентами.
Частные охранные предприятия могут сотрудничать с органами правопорядка, однако не относятся к ним напрямую. Это организации, работающие по определенной лицензии. Их задача – обеспечение безопасности клиента на договорной основе.
Отличия сфер деятельности МВД и Росгвардии
После выделения из состава МВД подразделений выраженной силовой направленности (СОБР, ОМОН, ВВ), большая часть функций полиции свелась к следственно-аналитическим действиям, предотвращениям и расследованиям уже совершённых преступлений. В то же время, за полицейскими подразделениями сохраняются функции по борьбе с экстремизмом и поддержанию общественного порядка. Но, с выведением из состава МВД сил быстрого реагирования, эти функции также в значительной степени сводятся к сбору и анализу информации, арестам предполагаемых преступников.
В то же время, значительным отличием является то, что в сферу задач структур Росгвардии не входят розыскная деятельность, направленная на раскрытие уже совершённых преступлений. Следственные функции, после выделения ВНГ, полностью остались в ведении МВД, как и штат специалистов соответствующих управлений и департаментов. Привлекаться к следственно-розыскным действиям росгвардейцы могут лишь для обеспечения безопасности оперативных работников и следователей МВД, прокуратуры, СК РФ, в качестве силового фактора на случай оказания подозреваемыми физического сопротивления.
Сотрудники нацгвардии не имеют также никакого отношения к обеспечению безопасности движения на дорогах общего пользования. Останавливать автотранспорт, проверять документы у водителей и пассажиров они могут только при определённых условиях:
- У нацгвардейцев имеются обоснованные подозрения, что в автомобиле перевозится запрещённый груз – оружие, боеприпасы, наркотики.
- В машине находятся лица, совершившие преступление или правонарушение.
- Для освобождения незаконно удерживаемых лиц, перевозимых в данном автомобиле.
- При пресечении попытки проезда на охраняемый Росгвардией объект, или за оцепленный периметр.
Также останавливать транспортные средства нацгвардейцы могут, оказывая содействие сотрудникам дорожной инспекции, когда водитель проигнорировал приказание остановиться, и пытается скрыться.
Вневедомственная охрана: задачи, функции и правовое положение
Подразделения вневедомственной охраны полиции занимают особое место в охране объектов собственности, они решают задачи по повышению защищенности имущественных интересов граждан и юридических лиц, профилактике правонарушений и преступлений в области охраны собственности. Подразделения вневедомственной охраны полиции обеспечивают охрану общественного порядка и безопасности.
Для реализации такого направления деятельности полиции, как охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе, обозначенного в Федеральном законе «О полиции», создаются и функционируют подразделения вневедомственной охраны полиции.
Подразделения вневедомственной охраны при ОВД впервые были созданы в 1952 г. Основанием для их создания послужили необходимость совершенствования системы охраны собственности и сокращение расходов на охранные мероприятия. За 60 лет своего существования подразделениями вневедомственной охраны при ОВД накоплен богатый опыт практической и научной деятельности, а также сформирован широкий материально-технический потенциал.
В 2005 г. был создан Департамент государственной защиты имущества МВД России (реорганизованный впоследствии в Главное управление вневедомственной охраны) и образовано специализированное федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» (ФГУП «Охрана» МВД России), подведомственное МВД России. ФГУП «Охрана» образовано на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при ОВД Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при ОВД Российской Федерации.
В настоящее время на федеральном уровне управление вневедомственной охраной полиции осуществляет Главное управление вневедомственной охраны МВД России (далее — ГУВО МВД России). ГУВО МВД России осуществляет функции головного подразделения МВД России в области охраны имущества и объектов на договорной основе. Также ГУВО МВД России осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности федерального государственного учреждения «Научно-исследовательский центр «Охрана» МВД России, федерального государственного учреждения «Центр сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации» МВД России, Центра специального назначения вневедомственной охраны МВД России, а также ФГУП «Охрана», подведомственного МВД России.
Задачи ГУВО МВД России:
Подразделения вневедомственной охраны входят в состав полиции территориальных структур МВД. Страховые подразделения вневедомственной охраны в структуре территориальных органов МВД России на региональном уровне создаются по согласованию с МВД России. В управлении (отделе) вневедомственной охраны на региональном уровне вводятся следующие должности: начальники центра оперативного управления, пункта централизованной охраны, смены центра оперативного управления, пресс-группы; заместитель начальника центра оперативного управления; старший инспектор по особым поручениям, инспектор по особым поручениям; главный специалист; старшие: инспектор, специалист (по работе с личным составом), юрисконсульт; ведущий специалист; инспектор; психолог; специалист по работе с личным составом; дежурный пункта централизованной охраны, центра оперативного управления; инженер.
На районном уровне подразделения вневедомственной охраны в статусе отдела (отделения) предусмотрены типовой структурой отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа МВД России, находятся в прямом подчинении у заместителя начальника отдела (отделения) полиции.
Подразделения вневедомственной охраны полиции созданы и функционируют во всех населенных пунктах всех субъектов Российской Федерации.
Подразделения вневедомственной охраны полиции в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законам.
Правовую основу деятельности подразделений вневедомственной охраны составляют следующие нормативные правовые акты Российской Федерации: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановление Правительства от 7 сентября 2011 г. № 752 «О порядке определения тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе», ведомственные нормативные правовые акты, а также законы субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданные в пределах их компетенции.
Основные задачи вневедомственной охраны полиции:
При этом необходимо обозначить отличие деятельности по охране имущества по договорам подразделениями вневедомственной охраны от деятельности коммерческих организаций в этой сфере. Так, в отличие от коммерческих организаций деятельность подразделений вневедомственной охраны нацелена не на получение прибыли, а на оказание услуги населению и организациям по охране имущества, а полученные денежные средства в полном объеме идут в федеральный бюджет.
С 1 января 2012 г. подразделения вневедомственной охраны имеют статус федерального государственного казенного учреждения. Согласно Бюджетному кодексу РФ это означает, что данное учреждение осуществляет оказание государственных (муниципальных) услуг в целях реализации предусмотренных законами полномочий, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет бюджетных средств.
Статья 47 ФЗ «О полиции» также указывает, что средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме.
Участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны имущества и материальных ценностей, что во многом достигается путем подготовки, в пределах своей компетенции, проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств.
Проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля качества, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.
Участие в деятельности ОВД по охране общественного порядка. Подразделения вневедомственной охраны полиции включаются в систему единой дислокации подразделений полиции по охране общественного порядка. Согласно Уставу патрульно-постовой службы полиции РФ подразделения патрульно-постовой службы полиции в своей деятельности взаимодействуют с подразделениями вневедомственной охраны территориальных ОВД. То есть наряду с выполнением своих основных задач подразделения вневедомственной охраны полиции участвуют в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.
История создания отдела вневедомственной охраны
Подразделение появилось в 1952 году. 29 октября Совмин СССР принял соответствующее решение. Однако организация имела более давнюю предысторию.
По мнению историков, основой этой структуры стало появление промышленной милиции. В РСФСР она возникла 3 марта 1920 года. В стране бушевала Гражданская война. Многие промышленные объекты были разрушены. Обычная милиция с задачами не справлялась. Милиционеры могли ловить преступников, задерживать правонарушителей. Отдельной деятельности по обеспечению защиты конкретных государственных объектов никто не вел. Отсутствовала и профилактика преступлений.
Обеспечить безопасность этих объектов должна была промышленная милиция. К задачам структуры добавили:
В 1924 году организацию трансформировали. 6 февраля СНК РСФСР издало приказ о формировании ведомственной милиции. Тогда же появилось соответствующее Положение, регламентирующее работу службы. Задача – защита материальных ценностей заводов, фабрик и складов. Милиция могла работать и с частными структурами, обладающими важным государственным значением.
Ведомственная охрана в Российской Федерации
С 1999 года деятельность ведомственной охраны регулируется Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране».
Федеральным законом от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлено, что федеральные органы исполнительной власти имеют право создавать только государственную ведомственную охрану. Федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, организации(ст. 5).
С 1999 по 2003 г. ведомственные охраны являлись структурными подразделениями министерств. С 2003 года в связи с проводимой административной реформой большинство ведомственных охран были преобразованы в юридические лица, находящиеся в ведении соответствующих федеральных министерств и агентств.
По состоянию на начало 2017 года в России фактически созданы две системы ведомственной охраны: государственная (около 120 тыс. чел., без учета ВО Минобороны России) и негосударственная (более 60 тыс. чел).
VI Международный военно-технический форум «Армия-2020»
КВЦ ПАТРИОТ Московская область, г. Кубинка / 23-29 августа 2020 года
Форум является уникальной базовой платформой для демонстрации лучших достижений научно-технической мысли, воплощенных в современных и перспективных образцах интеллектуального оружия, военной техники и технологий, в проектах в области строительства и материально-технического обеспечения.
Х Международный форум «Безопасность на транспорте»
Санкт-Петербург, отель Hilton Saint Petersburg ExpoForum / 7-8 сентября 2020 г.
Двухдневная деловая программа форума включит 20 мероприятий и пройдет по двум основным направлениям. Неотъемлемой частью форума станет отраслевая выставка, на которой будут представлены новейшие образцы оборудования и технические средства обеспечения безопасности на объектах инфраструктуры и на транспортных средствах.
I Международная конференция «Мультимодальный транспорт – 2020»
Москва, Renaissance Moscow Monarch Center / 9 сентября 2020 года
«Мультимодальный транспорт – 2020» – новая международная деловая площадка, на которой будут обсуждаться все ключевые международные тренды в области мультимодального транспорта, перспективы развития и направления совершенствования нормативно-правового регулирования мультимодальных перевозок.
Нарукавные знаки подразделений специального назначения
На шевроне изображен меч острием вниз и кулак, сжимающий автомат АК-74У, который расположен горизонтально. Меч и кулак соединяют между собой крылья. Изображение серебристого цвета. Форма знака – треугольная с закругленными контурами. Для полевой одежды изображение нанесено зеленым цветом на темно-зеленый фон, на черную форму – фон черный, изображение символа – серое.
Общий вид шевронов СОБРа и ОМОНа
Каждый элемент по отдельности до 2017 года являлся символом разных специальных подразделений, а их объединение показывает, что в результате реорганизации командование Росгвардии хочет сохранить традиции каждого из них.
Кулак, сжимающий автомат является символом войск специального назначения и называется у бойцов «боевая единица», значение которой способность сражаться как с применением оружия, так и в рукопашном бою.
Символ был разработан в 80-е году у отряда «Витязь», а затем перешел на шевроны других специальных войск. Одно время изображение было символом и разведывательного управления, которое потом заменили на розу ветров.
«Боевая единица» один из самых распространенных знаков, который в полном или частичном воспроизведении был изображен на шевронах других подразделений.
«Крылатый меч» эмблема СОБРа и ОМОНа был разработан в 2012 году в результате реформирования МВД. Обозначает символ скорость реакции в борьбе с преступниками.
Нарукавные знаки по округамНарукавные знаки на полевую одеждуЗнак специальных войск в 2011 году