Примеры учета товаров и готовой продукции в организациях бюджетной сферы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Примеры учета товаров и готовой продукции в организациях бюджетной сферы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
Что изменили в 2022 году
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Учет поступления материалов
Источниками поступления материалов согласно стандарту являются:
- приобретение;
- получение от иных организаций;
- создание для использования в собственной деятельности;
- изготовление для отчуждения (реализации).
Единицу учета МПЗ учреждение выбирает самостоятельно. Это могут быть (п. 8 ФСБУ «Запасы»):
- номенклатурные (реестровые) единицы;
- партии, однородные (реестровые) группы запасов. В этом случае должен обеспечиваться аналитический учет запасов, порядок ведения которого прописывается в учетной политике.
Если к учету принимаются запасы, которые могут быть использованы более 12 месяцев, учреждение (специальная комиссия) должно определить срок их полезного использования.
Материалы приходуются учреждениями на основании первичных документов по первоначальной стоимости (до вступления в силу нового ФСБУ оценку предписывалось производить по фактической стоимости). Порядок расчета первоначальной стоимости зависит от способа поступления активов и подробно описан в пп. 19-26 ФСБУ «Запасы».
Также учреждениям предписано производить последующую переоценку запасов с созданием резерва. Правила прописаны в пп. 29-33 ФСБУ «Запасы». В некоторых случаях возможно делать реклассификацию запасов, т. е. их перенос в другую группу запасов или даже в иную категорию активов (например, в ОС). Порядок и условия закреплены в п. 27 ФСБУ.
Для отражения поступлений в плане счетов выделены отдельные аналитические счета «Материальные запасы», в разрядах 24–26 которых используется код 340 для каждого вида материалов: 010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340 (см. приказ № 174н).
Основные проводки по поступлению материалов смотрите в таблице ниже, другие транзакции можно найти в п. 34 Инструкции к плану счетов (приказ № 174н).
Проводка |
Описание проводки |
Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340) Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 020834660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов» |
Покупка материалов |
Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340) Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов» |
Передача материалов от вышестоящего учреждения |
Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340) Кт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010624340, 010634340) |
Самостоятельное производство материалов, покупка по ряду договоров (стоимость материалов, транспортные затраты, консультационные услуги и т. д.) |
Лекарственные препараты и медицинские изделия
В соответствии с п. 11.4.1 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, относятся на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.
При этом согласно Общероссийскому классификатору лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях, относятся к классу 21. Вместе с тем в перечне изделий этого класса не поименованы шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок и другие расходные материалы медицинского назначения. Они относятся к классу 32 («Изделия готовые прочие») как инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки.
Поэтому многие учреждения здравоохранения при приобретении таких изделий, применяемых в медицинских целях, используют счет 0 105 06 341, а не 0 105 01 341.
Обратите внимание: в настоящее время подготовлен проект изменений в Инструкцию № 157н, после внесения которых счет 105 01 000 будет называться «Лекарственные препараты и медицинские материалы». На нем будут учитываться не только медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, но и материалы, применяемые в медицинских целях (такие как шприцы, катетеры и т. п.).
В Методических рекомендациях приведены следующие корреспонденции счетов по поступлению и списанию материальных запасов, включенных в группу «Медикаменты и перевязочные средства»:
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение медикаментов и медицинских материалов, в том числе медицинские аптечки и санитарные сумки, перевязочные средства (вата, марля, бинты), шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок, применяемых в медицинских целях |
0 106 34 341 |
0 302 34 73х |
Выбытие израсходованных материальных ценностей, относящихся к объектам материальных запасов по группе «Медикаменты и перевязочные средства» |
0 109 х0 272 |
0 105 31 441 |
В то же время расходы на приобретение лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, подлежат отражению по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.
Твердое топливо для печного отопления
В силу п. 10.2.3 Порядка № 209н расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг, отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги».
Вместе с тем расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).
В Методических рекомендациях разъясняется, что операции по приобретению материальных запасов, включенных в группу «Горюче-смазочные материалы», в виде твердого топлива (дров, угля) для печного отопления в бухгалтерском учете отражаются следующими записями:
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение твердого топлива (дров, угля) для печного отопления |
0 106 34 343 |
0 302 23 73х |
Выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления |
0 109 х0 223 |
0 105 33 443 |
Выбытие израсходованного топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку (приобретение) для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения) |
0 109 х0 272 |
0 105 33 443 |
Как видим, в Методических рекомендациях приведена корреспонденция счетов по приобретению твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ, а списание осуществляется в зависимости от целевого назначения: расходы отражаются либо по подстатье 223, либо по подстатье 272 КОСГУ.
Лекарственные препараты и медицинские изделия
В соответствии с п. 11.4.1 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, относятся на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.
При этом согласно Общероссийскому классификатору лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях, относятся к классу 21. Вместе с тем в перечне изделий этого класса не поименованы шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок и другие расходные материалы медицинского назначения. Они относятся к классу 32 («Изделия готовые прочие») как инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки.
Поэтому многие учреждения здравоохранения при приобретении таких изделий, применяемых в медицинских целях, используют счет 0 105 06 341, а не 0 105 01 341.
Обратите внимание: в настоящее время подготовлен проект изменений в Инструкцию № 157н, после внесения которых счет 105 01 000 будет называться «Лекарственные препараты и медицинские материалы». На нем будут учитываться не только медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, но и материалы, применяемые в медицинских целях (такие как шприцы, катетеры и т. п.).
В Методических рекомендациях приведены следующие корреспонденции счетов по поступлению и списанию материальных запасов, включенных в группу «Медикаменты и перевязочные средства»:
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение медикаментов и медицинских материалов, в том числе медицинские аптечки и санитарные сумки, перевязочные средства (вата, марля, бинты), шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок, применяемых в медицинских целях |
0 106 34 341 |
0 302 34 73х |
Выбытие израсходованных материальных ценностей, относящихся к объектам материальных запасов по группе «Медикаменты и перевязочные средства» |
0 109 х0 272 |
0 105 31 441 |
В то же время расходы на приобретение лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, подлежат отражению по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.
Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)
Бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется приказом Минфина России от 16.12.2022 № 174н. Однако также все государственные организации следуют главному НПА, которым является приказ Минфина России от 01.12.2022 № 157н. Указанные законодательные акты утверждают частный и общий планы счетов и инструкции, разъясняющие их использование. Вся изложенная в статье информация и описываемый порядок списания материальных запасов в бюджетных учреждениях базируются на положениях этих НПА.
В состав материальных запасов входят предметы, которые используются не более года, готовая продукция, товары, а также другие специфические активы, перечисленные в п. 99 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н). Для их учета предусмотрен синтетический счет 010500000 «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.
Бухгалтерские проводки при ликвидация казенного учреждения пошаговая инструкция в году
63 ГК РФ, а именно:“Ст. 63. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Какой проводкой в 2022 году отражается возврат пени уплаченной в прошлом году в казенном учреждении
Законопроект «О внесении изменения в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации» разработан в целях обеспечения надежной судебной защиты целостности конструкций многоквартирного дома на весь продолжительной срок его эксплуатации и восстановления нарушенных прав собственников. Случаи неправомерного оформления права собственности на нежилые помещения, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома, достаточно распространены на территории Российской Федерации. Все статьи Возврат дебиторской задолженности: особенности бухгалтерского учета Зернова И. Дебиторская задолженность — это имущественные требования учреждения к другим лицам, являющимся его должниками.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В рассматриваемой ситуации зачисление на лицевой счет бюджетного учреждения суммы дебиторской задолженности прошлых лет отражается с применением счета 2 21 На забалансовом счете 17 соответствующий возврат отражается с указанием КВР и статьи Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Расходы, осуществляемые за счет средств грантов, подлежат списанию в дебет счета 2 20 «Расходы хозяйствующего субъекта».
Особенности учета малоценки при УСНО. Отличия от ОСНО
Поскольку малоценка не входит в состав основных средств, ее можно списывать на расходы по УСНО. Но это позволено сделать только после того, как МБП запущены в работу. Списанию подлежит стоимость только тех МБП, которые действительно участвуют в процессе производства продукции.
Например, при покупке холодильника для обеспечения хранения готовой продукции, его стоимость включается в расходы при УСНО. Когда же тот куплен для бытовой комнаты, то наличие его стоимости в расходах неоправданно. В таблице зафиксированы отличия учета малоценки по ОСНО и УСНО:
Условия для МБП | ОСНО | УСН |
Ведение бухучета | На сч. 10 плюс забалансовый учет | — |
Время списания на издержки | Сразу же при поступлении | После запуска в эксплуатацию |
Включение в расходы в зависимости от места использования | Ограничения отсутствуют. На расходы списывается вся стоимость независимо от того, где малоценка используется – в производстве или в обеспечении качественных условий труда работников | Обязательное условие – непосредственное использование в процессе изготовления продукции (обоснованные расходы) |
Упрощенцев законодательство не принуждает вести бухгалтерский учет. Но это не относится к ОС и нематериальным активам. Поэтому малоценка, например, канцтовары, ни на каких счетах не отражается.
Принцип приемки материальных запасов к бюджету
Материальные ресурсы предприятия принимаются к бюджетному учету бухгалтером, основываясь на сопроводительных документах поставщика. В процессе приемки материально ответственное лицо обязано произвести полноценную проверку прибывших предметов на фактическое соответствие объему, ассортименту, цене и качеству.
В случае обнаружения каких-либо отклонений от сопроводительных документов приемка товаров должна быть приостановлена. Продолжать операцию можно только в присутствии комиссии, утвержденной руководящим аппаратом предприятия. По всем обнаруженным отклонениям члены комиссии, при участии материально ответственного лица составляют акт о приемке в двух экземплярах, который далее может служить основанием для предъявления претензий поставщику.
Документы, сопровождающие прибывший товар, от материально ответственного лица передаются в бухгалтерию, но только при условии, что поступивший груз отражен в книге учета материальных ценностей в полном объеме. Учет в книге ведется с указанием наименования, сорта и количества поступившего груза, на отдельных страницах для каждого наименования объекта учета.
Выбытие материальных запасов со склада поставщика происходит по доверенностям, об особенностях выдачи которых, подробно изложено в регламентирующем постановлении Минфина СССР от 14 января 1967 г. № 17 «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности».
Период актуальности доверенности определяется в индивидуальном порядке для каждого отдельного случая, учитывая возможности получения и транспортировки средств по наряду, накладной, счету или другому документу, на основании которого выдана доверенность, но, как правило, не более чем на 15 дней. Действительной доверенность может быть признана только при условии наличия даты выдачи.
Формы доверенностей на получение ТМЦ № М-2 (с отрывным корешком) и № М-2а (без корешка) утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.
Каждое предприятие может самостоятельно устанавливать необходимую форму доверенностей для использования. Доверенности формы № М-2а подлежат обязательной регистрации в пронумерованном и прошнурованном журнале «Учет выданных доверенностей», пример которого приведен ниже.
Нормативные документы и акты для бюджетного учета
Бухгалтерский учет в муниципальных, государственных, федеральных организация регламентируется законами государственного значения. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте от 06.12.2011 №402-ФЗ считается одним из основных регулирующих нормативных актов. Общий регламент является не единственным источником законодательного регулирования, также есть специальные подзаконные акты, предназначенные для бюджетной и коммерческой сфер деятельности:
- муниципальные государственные компании кроме базового закона также подчиняются приказам министерства финансов от 01.12.2010 года, которые утверждают единый план счетов бухучета для государственных органов управления на различных уровня, а также для внебюджетных фондов, государственных академий наук, муниципальных учреждений;
- приказ министерства финансов от 29.12.2010 года под номером 191 об утверждении инструкции и порядка составления, предоставления годовой, квартальной и месячной видов отчетности, исполнении бюджетного регулирования РФ;
- приказ министерства финансов от 25.03.2011 под номером 33 об утверждении инструкции, затрагивающей порядок составления и предоставления годовых, квартальных и ежемесячных отчетных документов.
Обязанности бухгалтерии в государственном учреждении, муниципальном предприятии
Многоструктурная бухгалтерия бюджетного учреждения представляет собой совокупность подразделений из материально-технической группы, планово-финансового отдела, централизованной расчётной группы, отдела расчетов с поставщиками и подрядчиками. Обязанностями бухгалтерии по ведению бюджетного учета в государственных, муниципальных учреждениях:
- организация ведения отчётности в соответствии с действующими законами;
- контроль за правильным оформлением первичный четных документов, правильным процессом совершаемых операций;
- учет за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением;
- начисление и выплата заработной платы сотрудникам;
- учет поступаемых доходов и расходов в соответствии со средствами, которые поступают из внебюджетных источников;
- проведение инвентаризации основных средств, сырья, материалов и ценностей;
- контроль сохранности денежных активов, резервов;
- составление отчетных документов;
- предоставление бланков отчетности в предусмотренные сроки со стороны законодательства и регламентирующих органов;
- обеспечения хранения бланков и отчетных документов.
Специализированное решение для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в государственных (муниципальных) учреждениях.
- Единый план счетов бухгалтерского учета в соответствие с приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н;
- Бюджетная классификация Российской Федерации;
- Обособленный учет по источникам финансового обеспечения;
- Учет санкционирования расходов;
- Ведение централизованного учёта группы учреждений в одной информационной базе;
- Учет расчетов по заработной плате, стипендиям и денежному довольствию;
- Формирование регламентированной бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности;
- Интеграция с государственной информационной системой о Государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
На текущий момент счета бюджетного учета имеют довольно ограниченную сферу применения, связанную с учреждениями государственного сектора. В качестве основного документа, регламентирующего порядок ведения бухгалтерского учета в таких учреждениях, выступает приказ Минфина № 152 н. Опираясь на разъяснения, приведенные в инструкции к нему, специалист государственной компании сможет корректно составить проводки, используя соответствующие счета учета.
Бухгалтерские проводки в бюджетном учете должны отразить все экономические операции в учреждении. Не будем повторять основные принципы, которыми руководствуются работники финансовых отделов, но напомним один, характерный для бюджетников момент. В одной проводке не должны присутствовать счета с различными источниками финансирования или различными КБК одного типа. К примеру не может быть проводки, в дебите которой счет с одной классификацией расходов, а в кредите — с другой. Также нельзя смешивать бюджетный источник финансирования с приносящей доход деятельностью. В указанных случаях счета принадлежат к различным сметам, что неприемлемо в бюджетном учете. В дальнейших примерах проводок будем использовать счета без первых восемнадцати символов, только синтетический, аналитические счета и КОСГУ. Ниже приведем основные примеры проводок в бюджетном учете
, которые дадут представления о нем.
Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется
Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.
П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).
Таблица 1
Вид госорганизации | Приказ, утверждающий соответствующий план счетов |
Автономные учреждения | Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н |
Бюджетные учреждения | Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н |
Казенные учреждения | Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н |
Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).