Изменения в формировании государственного задания
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в формировании государственного задания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственные (муниципальные) учреждения делятся на казенные, бюджетные, автономные. Это определено п.1 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст.9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», (далее Закон № 7-ФЗ).
Что будет, если госзадание не выполнено?
18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:
- Вынесение предупреждения.
- Штраф от 100 до 1 000 рублей.
- Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.
Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:
- Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
- Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.
Ответственность за неисполнение установлена ФЗ №118 от 07.06.17 г. На основании этого нормативного акта КоАП РФ был дополнен статьей 15.15.5.1.
Условия субсидирования
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам.
Показатели государственного (муниципального) задания используются:
- при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным и автономным учреждениям.
В целях обеспечения предоставления услуг подведомственными учреждениями учредитель формирует государственное (муниципальное) задание каждому учреждению на оказание соответствующих услуг (выполнение работ) и осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания путем выделения субсидии на его выполнение для бюджетных и автономных учреждений. Финансовое обеспечение казенных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы.
Таким образом, государственное (муниципальное) задание – это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент учредителя и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений. Объем государственного (муниципального) задания становится переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.
Основной задачей учредителя в отношении подведомственных учреждений является формирование в определенных объемах и доведение государственного (муниципального) задания и соответствующее финансовое обеспечение его выполнение в форме субсидии. Поскольку размер субсидии непосредственно связан с объемом оказываемых услуг, бюджетное (автономное) учреждение заинтересовано в увеличении объема оказываемых услуг, а также спроса на услуги за счет повышения их качества. В свою очередь, поскольку субсидия предоставляется бюджетному (автономному) учреждению не на функционирование, а на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, то у учредителя появляются новые инструменты и направления контроля, ориентированные на результат деятельности подведомственных учреждений.
Госзаказ: учреждения требуют — исполнители выполняют
Для качественного выполнения госзадания учреждение имеет право привлекать подрядчиков — юридических и физических лиц. Например, школе для качественного выполнения госзадания необходимы отремонтированные помещения. Разумеется, педагоги не будут делать ремонт своими силами — администрация привлечет для этих целей специалистов.
Для осуществления своей деятельности школа получает бюджетное финансирование .
Статья 69.2 гл. 10 БК РФ. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Государственный заказ (госзаказ) — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, регулируются Законом N 94-ФЗ , который основывается на положениях ГК РФ и БК РФ.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В роли заказчиков могут выступать следующие организации: государственные органы РФ и субъекты РФ (например, министерство образования региона), органы местного самоуправления (например, администрация района), казенные учреждения этих органов (например, отряд пожарной безопасности), органы управления внебюджетными фондами (например, ФФОМС) и их территориальные подразделения, а также бюджетные учреждения (например, областная больница).
Поэтапные мероприятия в рамках реализации практики
Работа по разработке муниципальных заданий на территории Великого Новгорода началась в 2007 г. и в настоящее время активно продолжается усилиями сотрудников Администрации Великого Новгорода.
На первом этапе (2007-2008 гг.) была поставлена задача разработать проекты муниципальных заданий для пилотных муниципальных учреждений в сфере физической культуры и спорта, культуры и дополнительного образования. В целях реализации данной задачи были разработаны методические рекомендации по составлению муниципальных заданий. На тот момент основной задачей методических рекомендаций являлось обоснование структуры муниципального задания, в связи с отсутствием официально утвержденных рекомендаций и неопределенностью понятия «государственная (муниципальная) услуга» в действующем законодательстве. Формирование муниципального задания потребовало выделения перечня услуг, оказываемых бюджетными (автономными) учреждениями. Удобным в практической деятельности инструментом для выделения перечня услуг, является реестр муниципальных услуг. На данном этапе работ реестр муниципальных услуг не формировался, услуги были выделены только для пилотных муниципальных учреждений.
Работа по формированию муниципальных заданий, проводимая сотрудниками Администрации г. Великий Новгород, была выстроена в следующей последовательности:
- изучение деятельности учреждений с целью формирования реестров муниципальных услуг (работ);
- разработка нормативной правовой базы по вопросу формирования и финансового обеспечения исполнения муниципальных заданий;
- анализ федерального, регионального, муниципального законодательства, содержащего требования к оказанию муниципальных услуг (выполнению работ);
- разработка проектов муниципальных заданий;
- доработка нормативной правовой базы и проектов заданий с учетом предложений и замечаний заинтересованных лиц;
- утверждение муниципальных заданий.
Основой для формирования задания послужила правовая база, регулирующая предоставление услуг (работ), результаты ранее проведенных оценки потребности в муниципальных услугах, официальные формы статистической отчетности, финансовые и содержательные отчеты о деятельности учреждения и иная информация.
Если на момент разработки муниципальных заданий для бюджетных учреждений его роль была экспериментальной, а расчет и доведение объемов финансирования до бюджетных учреждений на практике осуществлялись на основании бюджетной сметы, для возникающих на тот момент автономных учреждений муниципальное задание являлось и является единственным инструментом доведения бюджетных средств. Данное обстоятельство требовало разработки нормативной правой базы по вопросу формирования и финансового обеспечения муниципального задания автономному учреждения, как обязательного и практического элемента возможности их функционирования. Постановлением Администрации Великого Новгорода от 29.12.2007 № 255 было утверждено Положение об условиях и порядке формирования задания учредителя автономному учреждению и порядке финансового обеспечения этого задания.
На втором этапе (декабрь 2008 г.) была разработана система индикаторов, характеризующих эффективность и результативность деятельности учреждений дошкольного образования, спорта и культуры. Существующая на сегодняшний день система статистических и внутриведомственных показателей деятельности распорядителей бюджетных средств в большинстве случае позволяет вести учет только объемов выполненных работ и использованных ресурсов и не ориентирована на мониторинг и оценку результатов деятельности. Система индикаторов, характеризующих эффективность и результативность деятельности учреждений, используется при формировании государственных (муниципальных) заданий. С одной стороны, с ее помощью задаются целевые установки для планирования, формируются направления и задачи деятельности учреждения. С другой стороны, оценка результативности и эффективности предоставляет данные для анализа итогов выполнения муниципального задания с целью дальнейшей корректировки натуральных и финансовых объемов задания.
Пример составления государственного задания
Уместно привести пример реализации теоретических основ на практике. Алгоритм действий при составлении госзадания для школы, ПТУ или университета выглядит следующим образом.
- Изучение Бюджетного кодекса РФ, приведённой в Постановлении № 640 от 26.06.2015 стандартизированной формы 0506001.
- Заполнение пунктов «назначение», «пользователи», «основные требования».
- Составление перечня потенциальных потребителей услуг.
- Заполнение пункта «порядок предоставления услуг».
- Указание минимального и максимального уровня стоимости услуг и работ.
- Составление перечня критериев для оценки качества услуг и работ (в соответствии с требованиями).
- Перечень методов и правил контроля за выполнением задания — время отправки плановых отчётов, мероприятия профилактического характера.
- Условия досрочного аннулирования госзадания.
- Список итоговой отчётности.
- Порядок взаиморасчетов, указание сведений о источниках финансирования.
В процессе непосредственной реализации требований, утвержденных структурами, выступающими в качестве учредителей, возникают вопросы относительно условий и порядка, в соответствии с которыми может изменяться . Основные сложности состоят в том, что работа в разных социальных отраслях планируется по-разному. В случае предоставления большей части услуг есть возможность четко определить объем задания на весь срок его действия, но в некоторых сферах он повержен значительным и плохо прогнозируемым изменениям. В первую очередь такая ситуация свойственна спорту и культуре. В сферах, отличающихся нестабильным спросом, целесообразно предусматривать процедуру корректировки финансирования в соответствии с количеством предоставленных услуг или произведенных работ.
Условия финансового обеспечения
Госзадание финансируется учредителем в пределах ассигнований, которые выделяются на эти цели. При этом основанием для определения объема являются нормативные затраты.
Если у бюджетной организации имеется обособленное подразделение, субсидия на оказание госуслуг перечисляется на основании правового акта, согласованного с учредителем (п. 40 положения о формировании государственного задания).
Финансирование осуществляется . Она перечисляется на основании соглашения, которое заключается между организацией и учредителем. В соглашении указываются.
Курс повышения квалификации Государственные и муниципальные учреждения: новое в ведении учета, составлении отчетности в 2020 году. План финансово-хозяйственной деятельности учреждения
- Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях вступающие в силу с 1 января 2020 г., обзор планируемых проектов 2020–2021 гг. Новый порядок расчета субсидии на выполнение госзадания, особенности планирования финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Для кого Для бухгалтеров и экономистов бюджетных, автономных, казенных учреждений Программа
- Проекты ФСБУ ОГС для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, вводимые в действие в 2020–2021 гг.
- Приказ Минфина России от 19 марта 2019 г. № 45н об утверждении программы разработки ФСБУ для организаций госсектора на 2019–2021 годы.
- Обзор федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, вводимых к применению с 1 января 2020 года по отдельным видам имущества (запасы, непроизведенные активы, нематериальные активы), обязательств (выплаты персоналу, резервы), видам деятельности (долгосрочные договора, совместная деятельность, концессионные соглашения) и раскрытия информации в отчетности.
- Вступление в силу ФСБУ «Порядок составления и представления казначейской отчетности по операциям в системе бюджетных платежей» и «Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета».
- Перспективы бюджетной реформы и развития бюджетирования, ориентированного на результат. Бюджетный процесс на плановый период 2020–2021 гг.
- Регулирование информационного обеспечения бюджетного процесса. Положения, направленные на создание федеральной государственной информационной системы в сфере управления государственными финансами.
- Планируемые стандарты ФСБУ:
- «Совместная деятельность»;
- «Выплаты персоналу»;
- «Затраты по заимствованиям»;
- «Непроизведенные активы»;
- «Информация о связанных сторонах».
- Новый принцип распределения доходов бюджета. Урегулирование вопросов зачисления в бюджет отдельных видов платежей.
- Новый принцип распределения расходов. Ведение реестра расходов бюджета с указанием источника финансирования. Разделение публичных обязательств на нормативно-правовые и договорные обязательства.
- Вступившие в силу федеральные стандарты бухучета для организаций госсектора:
- «Доходы» Приказ Министерства финансов России (№ 32н от 27.02.2018);
- «Отчет о движении денежных средств» (№ 278н от 30.12.2017);
- «Влияние изменений курсов иностранных валют» (Приказ Министерства финансов России от 30.05.18 № 122н), «Непроизведенные активы» (от 28.02.18 № 34н);
- «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 37н от 28.02.18);
- «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (№ 274н от 30.12.17).
-
Правила применения КОСГУ с 1 января 2019 г. Приказ Министерства финансов России от 29 ноября 2017 г. № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»:
- «Доходы»;
- «Расходы»;
- «Поступление нефинансовых активов»;
- «Выбытие нефинансовых активов»;
- «Поступление финансовых активов»;
- «Выбытие финансовых активов»;
- «Увеличение обязательств»;
- «Уменьшение обязательств».
- Порядок внесения изменений в обоснования сметных показателей, формирование смет на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг. Особенности отражения бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов.
- Формы бюджетной отчетности для главного распорядителя расходов бюджета, администратора расходов бюджета. Методика планирования и обоснования бюджетных ассигнований.
- Программно-целевое планирование. Планирование на основе разработанных дорожных карт развития учреждения. Планирование на основе государственных (муниципальных) заданий.
- Инструменты бюджетного планирования и бюджетирования по результатам. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД).
- Распределение накладных (косвенных) расходов учреждения между видами деятельности (КФО) на стадии составления финансового плана.
- Калькуляция полной стоимости услуг. Ценообразование.
- Новый порядок расчета субсидии на выполнение госзадания на 2020 год. Учет затрат, произведенных за счет субсидий или за счет предпринимательской деятельности (КФО 4, КФО 2), с целью формирования себестоимости.
- Бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Налоговый учет затрат.
- Определение выручки для целей налогообложения (НДС и налога на прибыль организаций).
- Особенности планирования финансово-хозяйственной деятельности учреждений на 2020 год. Формирование обоснования (расчета) плановых показателей по выплатам и поступлениям.
- Учет затрат на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг. Общие принципы формирования расходов по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Санкционирование расходов учреждения (требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы, отражение в бухгалтерском учете плановых назначений, принимаемых и принятых обязательств, отложенных обязательств и операций их корректировке).
- Составление и утверждение бюджетной ро��писи. Составление плана (сметы) доходов и расходов бюджетной организации. Составление смет для тендеров. Экономическое обоснование заявки на участие в торгах.
- Методология оценки расходов, стоимости услуг в бюджетных учреждениях.
- Обзор основных нарушений по результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
Бухгалтеры-члены ИПБ могут получить сертификат о 40-часовом повышении профессионального уровня. Для оформления сертификата предоставьте копии членского билета и аттестата ИПБ России, а также копию документа, подтверждающего оплату членских взносов.
Стоимость обучения с получением сертификата ИПБ — 40 850 р.
Порядок формирования государственного задания бюджетного учреждения
Государственное задание на оказание государственных услуг (например, для образовательного или медицинского учреждения) на 2018 год формирует учредитель (ГРБС) для своих подведомственных учреждений в соответствии с их основными видами деятельности. Учреждение не может отказаться от выполнения госзадания.
В госзадании устанавливают:
- показатели качества и объема оказываемых госуслуг или работ;
- порядок контроля за его выполнением, в том числе основания (условия и порядок) для его досрочного прекращения;
- требования к отчетности о выполнении;
- категории потребителей соответствующих услуг;
- в каком порядке оказыватьуслугу;
- предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих госуслуг потребителями, если учреждения оказывают услугу за плату в случаях, установленных федеральными законами, а также указывают порядок, по которому установлены предельные цены (тарифы) в случаях, предусмотренных законодательством.
Задание формируют на срок до одного года – если бюджет утвержден только на очередной финансовый год. А если бюджет утвердят на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета), то и государственное задание формируют на срок до трех лет.
Отчет о выполнении государственного задания
Одна из форм контроля – отчет учреждения о том, как оно выполняет государственное задание .
По итогам работы по госзаданию учреждения сдают учредителю отчет. Форма отчета установлена постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 № 640. Сроки и периодичность (ежеквартально, ежегодно) установите в госзадании. Срок для годового отчета – не позднее 1 марта.
Дополнительно в IV квартале текущего года учреждения сдают предварительный годовой отчет:
- по услугам – в обязательном порядке;
- по работам – если такое требование учредитель установил в госзадании.
Форма предварительного отчета та же, что и для окончательного. Дату, до какой отчитаться, установите в госзадании.
На региональном и местном уровне соблюдайте правила отчетности, установленные региональным (местным) законодательством. Например, в Суворовском районе Тульской области предварительный отчет сдают в декабре, а окончательный – до 1 февраля следующего года (п. 38–39 Положения о формировании государственного задания, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Суворовский район от 4 сентября 2015 № 1056).
Категория: Меню сайта Опубликовано: 15.01.2015 05:00 Просмотров: 19056
- Электронная почта
Что будет, если госзадание не выполнено?
18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:
- Вынесение предупреждения.
- Штраф от 100 до 1 000 рублей.
- Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.
Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:
- Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
- Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.
В процессе непосредственной реализации требований, утвержденных структурами, выступающими в качестве учредителей, возникают вопросы относительно условий и порядка, в соответствии с которыми может изменяться . Основные сложности состоят в том, что работа в разных социальных отраслях планируется по-разному. В случае предоставления большей части услуг есть возможность четко определить объем задания на весь срок его действия, но в некоторых сферах он повержен значительным и плохо прогнозируемым изменениям. В первую очередь такая ситуация свойственна спорту и культуре. В сферах, отличающихся нестабильным спросом, целесообразно предусматривать процедуру корректировки финансирования в соответствии с количеством предоставленных услуг или произведенных работ.
Тип государственного учреждения
Государственные (муниципальные) учреждения делятся на казенные, бюджетные, автономные. Это определено п.1 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст.9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», (далее Закон № 7-ФЗ).
Решение о типе учреждения, а также об изменении типа принимает его учредитель, публично-правовое образование (Российская Федерация — для федеральных государственных учреждений, субъект Российской Федерации — для государственных учреждений, муниципальное образование — для муниципальных учреждений). В соответствии со ст.125 ГК РФ, функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти РФ, субъекта РФ, уполномоченный орган местного самоуправления. Бюджетное учреждение получает от учредителя финансовое обеспечение в форме субсидии на государственное (муниципальное) задание.
Напомним, что никакого собственного имущества у бюджетного учреждения не может быть. Бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления и может распоряжаться им, за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества. Земельные участки под зданиями и сооружениями, переданными в оперативное управление бюджетного учреждения, закрепляются за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. Самостоятельно распоряжаться земельными участками бюджетное учреждение не имеет права.
Полученными от ведения деятельности доходами, а также приобретенным за счет этих средств имуществом бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ), направляя при этом на достижение уставных целей. Однако заключать крупные сделки можно только с согласия учредителя (ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). По своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме особо ценного движимого и недвижимого. При этом учредитель не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения. Но в случае причинения вреда гражданам, при недостатке иного движимого имущества для его возмещения, субсидиарную ответственность несет собственник имущества, публично-правовое образование.
Порядок на госзадания региональном и местном уровне
Для региональных (муниципальных) учреждений форму, порядок формирования задания и финансового обеспечения устанавливает высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ или местная администрация (п. 7 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Дополнительно к заданию учредителю рекомендуют составлять и подписывать с учреждением соглашение о предоставлении субсидии (раздел 6 Комплексных рекомендаций, приведенных в письме Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036). Примерная форма задания приведена в Комплексных рекомендациях из письма Минфина России от 16 мая 2011 г. № 12-08-22/1959.
В процессе непосредственной реализации требований, утвержденных структурами, выступающими в качестве учредителей, возникают вопросы относительно условий и порядка, в соответствии с которыми может изменяться . Основные сложности состоят в том, что работа в разных социальных отраслях планируется по-разному. В случае предоставления большей части услуг есть возможность четко определить объем задания на весь срок его действия, но в некоторых сферах он повержен значительным и плохо прогнозируемым изменениям. В первую очередь такая ситуация свойственна спорту и культуре. В сферах, отличающихся нестабильным спросом, целесообразно предусматривать процедуру корректировки финансирования в соответствии с количеством предоставленных услуг или произведенных работ.