Вино, обман и оскорбления: ФАС против рекламы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вино, обман и оскорбления: ФАС против рекламы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если ваша вывеска, расположенная при входе в магазин или организацию сферы услуг, содержит только наименование, режим работы и адрес, то рекламой она не является, и согласовывать ее размещение нет необходимости. Не требует согласования и мобильная вывеска, в виде переносного штендера, который каждое утро выносят на улицу, а вечером заносят обратно. Размещение вывесок происходит на основании статьи 9 закона «О защите прав потребителей».

Чем отличаются наружная реклама и вывеска?

Роль вывески – только донести до неопределенного круга лиц информацию о фактическом местонахождении объекта и/или обозначить место входа в занимаемое им помещение. Исходя из этого, вывеска не может содержать никаких указаний на цены, виды товаров и услуг, предложений, акций и тому подобное.

Что касается любой наружной рекламы, то ее размещение регулирует закон № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» и нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 закона «О рекламе»).

Наружная реклама, так же, как и вывеска, будет содержать наименование объекта, но кроме этого, будет привлекать к нему посетителей. Сложность заключается в том, что закон не разграничивает четко понятие вывески и наружной рекламы, в результате чего сформировалась противоречивая судебная практика. Одна и та же конструкция может быть признана одним судом вывеской, а другим – рекламой, со всеми вытекающими последствиями (ниже мы рассмотрим ответственность за нарушение законодательства о рекламе).

Ясность в этот вопрос попыталась внести Федеральная антимонопольная служба (в письмах от 16 марта 2006 г. N АК/3512 и от 31 мая 2010 г. N АК/16754). ФАС считает, что если «целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама».

В качестве примера приведено размещение крышной установки на многоэтажном здании, где только одну из комнат арендовало игорное заведение. ФАС пришел к выводу, что этот способ размещения информации о заведении является рекламой, т.к. он не указывает явно на место нахождения объекта (конкретная комната).

В то же время, если организация занимает весь многоэтажный дом, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама, т.к. эта информация направлена на информирование о месте нахождения данного объекта.

Относительно вида вывески есть только один документ, вносящий некоторую ясность — информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37. В нем приводится понятие «уличной вывески (таблички)».

Таким образом, безопасным будет только размещение информации о магазине или организации сферы услуг на табличке при входе в объект, с указанием наименования, адреса и графика работы. Расположение остальных конструкций может оспариваться местными властями или собственником недвижимости, как рекламных.

Комментарии к ст. 14.37 КОАП РФ

1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на правила установки рекламной конструкции, регламентированные Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп.). Эти правила предусматривают получение разрешения на установку рекламной конструкции (ч. ч. 9 — 24 ст. 19), а также необходимость соблюдения требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению (ч. 4 ст. 19).

При этом к рекламной конструкции, установка которой должна соответствовать указанным требованиям, относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, используемые для распространения наружной рекламы, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»).

2. Объективная сторона состава административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в комментируемой статье, состоит в установке рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку, которое уполномочен выдавать орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа либо орган внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на подведомственной территории которого предполагается осуществить установку рекламной конструкции, если в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не установлен порядок, согласно которому указанные полномочия осуществляются органами государственной власти этих субъектов РФ.

Разрешение выдается по заявлению собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.

Читайте также:  Наказание водителю за наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Разрешение на установку рекламной конструкции выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы в соответствии с ч. ч. 5.3 и 5.4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» (ч. 9.1 ст. 19).

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа либо органа внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или уполномоченного органа государственной власти указанных субъектов РФ, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). Одновременно с этим лица, виновные в установке рекламной конструкции без разрешения, привлекаются к административной ответственности по настоящей статье.

Получение разрешений не требуется на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики (ч. 23 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). В случае установки рекламы на них без разрешения административная ответственность по комментируемой статье не применяется.

Объективная сторона административного правонарушения по комментируемой статье состоит также в нарушении требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению (ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе») при установке рекламной конструкции.

Основанием для однократного применения административной ответственности по данной статье является либо установка рекламной конструкции без разрешения, либо установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению, либо оба указанных нарушения одновременно.

Административная ответственность по комментируемой статье не применяется в случаях установки в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов, установки рекламных конструкций в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги. Административная ответственность за эти административные правонарушения наступает в соответствии с ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ, на что особо указывается в диспозиции настоящей статьи.

3. Субъектами указанных в комментируемой статье административных право нарушениях являются физические лица, юридические лица и должностные лица, а именно: рекламораспространители — владельцы рекламных конструкций, их законные, уполномоченные представители или работники.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) определяется в указанной норме как собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

4. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

5. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями, в частности, при совершении их юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — судьями арбитражных судов (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Какую информацию передавать

В ОРД должны поступать следующие данные о рекламодателе и распространителе:

  • фирменное наименование – полное и сокращенное либо ФИО для ИП и физлиц;
  • ИНН – для всех российских лиц;
  • ОГРН/ОГРНИП;
  • юридический адрес компании или адрес физлица;
  • ФИО лица, которое действует от имени компании;
  • информация о лице, которое заключило договор с рекламораспространителем;
  • сведения о площадке/информационной системе, через которую будет распространяться реклама;
  • номер электронного средства платежа для иностранного лица.

О самой рекламе тоже передается информация:

  • тип кампании;
  • описание рекламируемого объекта;
  • ID рекламных материалов;
  • средства, которые использовались для распространения рекламы;
  • объемы и распределение показов;
  • форма распространения;
  • срок размещения и дата начала;
  • параметры аудитории;
  • договор на размещение рекламы с ценой.

Как получить разрешение на вывеску

Первым делом предпринимателю необходимо получить разрешение на размещение вывески у местных органов власти – администрации города, городского округа, поселка, района. Срок установки наружной рекламы строго регламентируется и составляет от пяти до десяти лет, а информационную вывеску можно разместить бессрочно.

Какие документы необходимо принести в администрацию:

  • Свидетельство о регистрации предпринимателя;
  • Дизайн-макет вывески;
  • Документы, подтверждающие право собственности на объект, где будет установлена вывеска (копия свидетельства о праве владения);
  • Договор об аренде с собственником/собственниками недвижимости, где будет установлена вывеска.
  • Заявление на имя руководителя администрации.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о рекламе

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе» установлена гражданско-правовая и административная ответственность за нарушения законов о рекламе. Кроме того, в части 5 указанной статье речь идет о том, что федеральными законами могут быть установлены и иные меры ответственности. Под иными мерами ответственности следует понимать уголовную. Стоит отметить, что в уголовном кодексе РФ до 2003 года существовала статься, предусматривающая уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу, размещенную из коростных побуждений и причинившей значительный ущерб потерпевшему. В настоящее время ни уголовным законом, ни иными нормативно правовыми актами подобная мера ответственности не применяется, хотя, возможно, и будет восстановлена в будущем.

Получаешь доход — плати налоги

Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, в том числе на блогеров, получающих доходы. Такое разъяснение дает Минфин России в своем письме от 20.08.2018 № 03-04-05/58764.

Мониторинг предложений товаров и услуг на страницах в соцсетях, проведение рейдов для выявления нелегальной деятельности, реализация контрольных закупок через интернет-ресурсы, контроль поступления денег на банковские карты — эти и другие меры налоговая служба успешно применяет, чтобы вычислить предпринимателей, скрывающих свою выручку.

Закономерно предположить, что государство в дальнейшем возьмет под еще более жесткий контроль исполнение своих требований. Бюджет нуждается в пополнении, а самый удобный способ для этого — взять деньги у граждан.

Читайте также:  Какие социальные выплаты положены пенсионерам помимо ежемесячной пенсии в 2023 году

По оценкам TOP LINE, блогеров, которые легализовали свою деятельность, на сегодняшний день не более 7-10%. Речь идет о крупных блогерах, имеющих от 250 000 — 300 000 подписчиков, рекламные контракты с которыми могут начинаться от нескольких сотен тысяч рублей. С каждым годом число блогеров, выходящих их тени, будет расти. Легализация позволит блогерам свободно размещать рекламу на страницах в сети, масштабировать свою профессиональную активность, заключать договора с крупными брендами.

Демонтаж незаконной рекламы

Недовольные жители, управляющие компании и другие лица часто пытаются убрать несанкционированно размещенные конструкции самостоятельно, не дожидаясь решения компетентных органов или действий со стороны предпринимателя.

Однако подобная позиция противозаконная. Неправомерное размещение имущества не дает никому права его уничтожать. Поэтому, если при демонтаже конструкция была повреждена, предприниматель может потребовать компенсацию причиненного ущерба, независимо от правомерности ее размещения.

Демонтаж незаконной рекламы может быть произведен исключительно по решению компетентных органов (управление градостроительства, суд, другие надзорные органы) силами предпринимателя, который ее установил.

В случае уклонения ИП от выполнения предписания обязанность убрать конструкцию возлагается на муниципальные органы или на собственника имущества, на котором расположена реклама. Лицо, осуществляющее демонтаж может потребовать от ИП возмещения расходов, которые были понесены при исполнении предписания.

Cправка по размещению внешней рекламы

В Российской Федерации сферу размещения рекламы регулирует Закон №38, изданный Государственной Думой 13 марта 2006 года. Документ под названием «О рекламе» определяет в п. 1 ст. 3, что реклама — это любая информация, предназначенная для неустановленного круга людей, продвигаемая при помощи средств распространения, и призванная привлекать внимание, развивать интерес к объекту.

В 33 ст. этого документа сообщается, что Федеральная антимонопольная служба ведет контроль за выполнением законодательства в этой сфере, проверяя легальность установки внешней рекламы. В 2012 г было дополнительно издано Постановление №1346, утверждающее порядок проведения запланированных и спонтанных проверок для обнаружения незаконных информационно-рекламных средств. Все нарушения, выявленные в ходе таких мероприятий, подлежат административной ответственности.

Исключение составляют лишь вывески (над предприятием, заведением) или рядом с ним (возможно, мобильные). К ним не будет претензий у контролирующих органов, если плакат содержит только:

  • название объекта;
  • график его работы;
  • место фактического нахождения заведения.

Реклама на знаках, столбах или асфальте

Предприниматели часто используют методы «партизанского» маркетинга, размещая объявления, где только можно – на столбах, дорожных знаках и даже на дорожном полотне. За подобные действия предусмотрена ответственность. Штраф за наружную рекламу для ИП назначают из-за того, что листовки, граффити и другие виды объявлений портят внешний вид города, делают непригодными для использования некоторые виды муниципального и частного имущества (столбы, скамейки, двери).

Штраф за рекламу без разрешения для ИП составляет минимум 10 тыс. руб. (ст.14.38 КоАП РФ). Исключением является размещение объявлений на асфальте – законодатель не определяет такую деятельность как несанкционированную. Однако власти на муниципальном уровне пытаются восполнить этот пробел. Они самостоятельно устанавливают штраф для ИП за незаконную рекламу на дорогах.

Штрафа за размещение наружной рекламы без разрешения можно избежать, если сделать все согласованно в соответствии с законодательством.

Если вывеска будет расположена на фасаде здания, необходимо согласовать ее размещение с владельцем данной недвижимости. Между компанией, которая имеет лицензию на установку, и владельцем строения должен быть заключен договор. Срок его действия устанавливаются в зависимости от местных нормативных актов субъекта. Он может варьироваться от 5 до 10 лет.

Если здание принадлежит государственной организации или муниципалитету, согласование должно проходить через конкурс. Сложнее всего получить разрешение на установку рекламы на стене многоквартирного дома. Для этого нужно организовать собрание жильцов. Получив согласие от жильцов в письменном виде, можно обращаться с заявлением в органы местного самоуправления.

Для согласования необходимо подать заявление с приложением технических характеристик. Это должен быть эскизный проект продукции, его размеры и способы установки.

Незаконная реклама алкоголя

В отношении рекламирования алкогольной продукции в Законе есть отдельная статья – 21.

Помимо общих требований к рекламированию алкоголя, в частности, о том, что такая реклама не должна осуждать воздержание от алкоголя или обращаться к несовершеннолетним.

Полный запрет на размещение рекламы алкоголя установлен:

  • на радио и телевидении (штрафа за пиво не будет, при трансляции такой рекламы в прямом эфире или записи спорт. соревнований);
  • в печатных СМИ (кроме рекламирования пива);
  • в кинотеатрах;
  • в общественном транспорте;
  • на автовокзалах и ж/д вокзалах;
  • в детских или медицинских учреждениях, в концертных залах, цирках, музеях и др.

Также п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона вносит полный запрет на рекламу в сети “Интернет”.

Поскольку в АКе не предусмотрено отдельной статьи, предусматривающей ответственность за рекламирование алкоголя, субъект правонарушения будет нести санкции, предусмотренные общей нормой – ч. 1 ст. 14.3. АК:

Субъект правонарушения Размер штрафного взыскания за рекламу алкоголя в интернете, в общественном транспорте, на вокзале и др.
Гражданин От 2000 до 2500
Должностное От 4000 до 20000
Юрлицо От 100000 до 500000

Определение принадлежности

Федеральным законом №38>, регулируются все виды — на телевидении, в радиопередачах, печати, транспорте и уличную. К наружным видам рекламы относятся — вывески. Подробности, о таком виде рекламы, можно узнать в статьях закона РФ.В соответствии с данным положением, сюда относятся — разнообразные билборды, стендовые конструкции, табло с электронной начинкой.

Устанавливаются вывески на фасадах зданий, в арках, на козырьках и т д. Собственник рекламной конструкции несёт полную ответственность документальную и техническую сторону. Если преднамеренно игнорируются всех правила, связанные с установкой и функционированием, то незамедлительно последует штраф за вывеску. Следует знать, что согласие на установку информационной конструкции берётся у собственника здания.

Читайте также:  Штраф за отсутствие тахографа в 2023 году

Вывеску с названием магазина не могут снять как незаконную рекламу

Компания, являющаяся собственником информационных конструкций, разместила на фасаде нежилого здания в Москве два световых короба:

«НОТАРИУС. Вход с торца здания. Стрелка»

«ТКАНИ ФУРНИТУРА Вход с торца здания. Стрелка».

Данные конструкции были изготовлены и размещены на основании дизайн-проекта, согласованного с Комитетом по архитектуре города Москвы.

Однако однажды ночью эти световые короба были демонтированы сотрудниками ГБУ г. Москвы «Городская реклама и информация» по поручению Департамента СМИ и рекламы города Москвы и помещены на склад.

Основанием для демонтажа явилось предписание объединения административно-технических инспекций столицы, направленное в адрес департамента СМИ и рекламы.

Причиной демонтажа в предписании названо то, что указанные конструкции размещены в нарушение столичных правил установки и эксплуатации рекламных конструкций (введены Постановлением Кабмина Москвы от 12.12.2012 № 712-ПП).

Считая свои права нарушенными, компания обратилась в суд с требованием о признании указанного предписания незаконным.

Суд удовлетворил иск, поскольку демонтированные короба не являлись рекламными.

Арбитры исходили из разъяснений в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58: не может быть признана рекламой информация, которая должна размещаться в силу закона или обычая делового оборота.

Например, не относится к рекламе баннер с наименованием организации, названием товара или услуги и режимом работы, размещенный непосредственно в том месте, где эти товары продаются и услуги оказываются. Цель таких сведений — не отрекламировать товар, а сообщить потребителю, где его найти.

Таким образом, демонтированные конструкции не подпадали под рекламу, поэтому предписание незаконно.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

День добрый! Подскажите пжл мы установили на фасад магазина бегущую строку без согласования, администрация города вынесла предписание на ИП демонтировать в течении двух дней или получить разрешения. Мы начали готовить документы на согласование двух дней мало и мы выключили вывеску пока не готовы документы. Пришел сотрудник администрации и требует демонтировать не рабочую вывеску, законно ли это? А так же грозятся передать дело в прокуратуру.

За недобросовестную рекламу штраф

Ч. 1 ст. 5 Закона регламентирует, что реклама должна быть достоверной и добросовестной.

Существует 4 признака недобросовестной рекламной продукции, которые указаны в ч. 2 ст. 5 Закона:

  • наличие в рекламе порочащих честь или достоинство факторов в отношении конкурента или иного лица;
  • наличие некорректных сравнений рекламируемой продукции с другой;
  • реклама содержит признаки недобросовестной конкуренции (подробнее об этом – в Главе 2.1. ФЗ № 135 от 26 июля 2006 года “О защите конкуренции”);
  • товар, представленный в рекламе, “замаскирован” под товар другой товарной марки или от другого производителя, в целях сокрытия факта незаконного размещения рекламы.

За размещение недобросовестной рекламы нет отдельной статьи в АКе, поэтому ответственность наступает согласно общей норме, представленной в ч. 1 ст. 14.3. (размеры штрафов см. выше).

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство

Когда предпринимательская деятельность, противоречащая закону, приобретает серьезные масштабы, то есть сумма полученных доходов оказывается значительной, более жестким становится и наказание. При определенных обстоятельствах, если совершенное будет признано преступлением, виновный привлекается к уголовной ответственности. Решение по такому делу принимает суд по месту проживания виновного или по месту ведения бизнеса.

Незаконному предпринимательству посвящена 171 статья Уголовного кодекса. Чтобы попасть под ее действие, должно произойти следующее:

  • Ведется бизнес без регистрации или с регистрацией, но без лицензии (если она требуется).
  • Такие действия привели к крупному ущербу государству, юридическим или физическим лицам либо получен крупный доход.

К виновному в описанном преступлении в 2021-2022 годах может быть применено одно из наказаний:

  • Штраф – до 300 тыс. руб. или в сумме, соответствующей зарплате или другому доходу нарушителя за определенный период, который не может превышать 2 лет.
  • Обязательные работы – до 480 часов.
  • Арест – до 6 месяцев.

Ответственность может быть еще жестче, если предпринимательство с нарушением закона ведется при следующих обстоятельствах:

  • Действия в организованной группе.
  • Получен особо крупный доход.

В таком случае виновный будет привлечен к ответственности одного из видов:

  • Штраф – 100-500 тыс. руб. или сумма, соответствующая доходу за 1-3 года.
  • Принудительные работы – до 5 лет.
  • Лишение свободы – до 5 лет. Такое наказание может сопровождаться штрафом в сумме до 80 тыс. руб. или в размере полученного в течение периода до 6 месяцев дохода.

В отдельную статью 171.3 выведена ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере оборота алкоголя и спирта. Если производить такую продукцию, закупать, поставлять, хранить, перевозить или продавать в розницу без лицензии (когда она должна быть) в крупных размерах, в 2021-2022 годах может наступить одно из следующих негативных последствий:

  • Штраф – от 2 до 3 млн руб. или в сумме, эквивалентной полученным за один-три года доходам.
  • Принудительные работы – до 3 лет.
  • Лишение свободы – до 3 лет.

Незаконная предпринимательская деятельность представляет собой оказание услуг, проведение работ, продажу товаров, передачу в пользование своего имущества и другие действия, направленные на неоднократное получение дохода. Чтобы обрести право на ведения такой деятельности, необходимо пройти государственную регистрацию, а в некоторых случаях еще и получить лицензию. Если этого не сделать и начать вести бизнес, он будет признан незаконным.

За осуществление незарегистрированной деятельности предусмотрена ответственность в налоговом, административном и уголовном законодательстве. Такие действия приводят к штрафу, размер которого зависит от тяжести правонарушения. Не исключено, что уже в 2021-2022 годах произойдет ужесточение административной ответственности за незаконное предпринимательство, поскольку на рассмотрении в Госдуме находится соответствующий законопроект.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *