Процедура развенчания церковного брака
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура развенчания церковного брака». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возможность осуществить повторное венчание еще не говорит о том, что к таинству церковного брака следует относиться несерьезно. По церковным меркам данная процедура предполагает союз, благословленный Богом, а потому, его важность не нуждается в объяснении.
Брак и Венчание в Православии
Венчание – это церковное Таинство, то есть священнодействие с незримым участием Самого Господа. В этом Таинстве Бог освящает брачный союз Своей благодатью. Таким образом, естественные отношения между мужчиной и женщиной обретают духовное измерение и брак становится ступенью на пути ко Господу. Образно это показано в Евангельском рассказе о чуде превращения воды в вино, совершённом Христом на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11).
Венчание не подменяет собой брак, а дополняет его. Брак без Венчания не является блудом. Церковь настаивает на необходимости проведения Таинства. Но при этом признаёт невенчанный законный союз мужчины и женщины. Приведём слова протоиерея Димитрия Карпенко:
«Не венчанный, но зарегистрированный государством брак — есть брак, который Церковь уважает и не считает грехом».
Венчанием молодожёны словно приглашают Христа на свой праздник и просят благословить их совместную жизнь. Таинство укрепляет отношения и освящает их Божественной благодатью. Однако важно понимать, что оно не является сделкой с Богом и гарантией семейного счастья. Венчание не спасёт брак, если супруги не трудятся над самим собой и не стараются жить по-христиански.
Архимандрит Андрей (Конанос) сравнивает брак с горящей лампадой:
«Если не дольёшь в нее масла, то в скором времени она начнет мерцать и потухнет. Чтобы сохранить брак, необходимо работать над этим, необходимо этому способствовать».
Преподобный Паисий Святогорец учил:
«Супруги должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий — наш Сладчайший Христос» («Слова», том 4).
Измена – главное основание для развода
В Ветхозаветные времена мужчина имел право законно развестись с женой по самому незначительному поводу. Достаточно было всего лишь написать разводное письмо. После исхода из Египта еврейский народ был испорчен язычеством и имел низкий духовной-нравственный уровень. Моисей был вынужден ввести закон о разводных письмах, чтобы хоть как-то поддерживать порядок.
В Новом Завете Господь отменяет это временное правило, чтобы вернуть человека к первоначальному Божественному замыслу о браке:
«Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:8-9).
В отличие от грубого ветхозаветного, обновлённый человек Нового Завета призван к любви и прощению. Поэтому Христос указывает лишь одно уважительное основание для развода – супружескую неверность, которая является страшным грехом.
Интимные отношения мужа и жены (пусть даже и невенчанных) делают их одним целым. Они скрепляют и развивают взаимную любовь двух людей. Если же один из супругов вступает в плотскую связь с посторонним человеком, он предаёт вторую половину и оскверняет свои тело и душу. Благословлённый Богом священный союз попирается в угоду эгоизму и похоти. Супружеская неверность растлевает душу, разрушает любовь и семью. Прелюбодеяние разрывает единение с Богом, и без покаяния душа грешника умирает для спасения:
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).
В то же время измена не обязательно должна заканчиваться разводом. Протоиерей Сергий Гусельников отмечает:
«Есть случаи супружеской измены, которые всё же бывают поправимы. Совершивший измену осознаёт её как тяжкий грех, просит прощения и кается в этом грехе на Исповеди, обещая перед Богом больше не совершать предательства. И если вторая половина находит в себе душевные силы простить, принять покаяние, то семья восстанавливается. Хотя рана может остаться на всю жизнь. Мне такие случаи известны».
Как происходит расторжение церковного брака?
Расторжение церковного брака совершается в течение двух-трёх недель после официального гражданского развода. Бывшим супругам необходимо прийти в храм, где они венчались, и обратиться к совершившему Таинство священнослужителю. Если это не представляется возможным, то позволяется обратиться в любой другой храм.
Разведённые супруги представляют священнику необходимые документы с их копиями. Это паспорта, свидетельства о венчании и свидетельства о разводе. Священнослужителем проводится частная беседа с разведёнными. Он узнаёт причины их решения и рассказывает о его последствиях.
Далее супругам необходимо написать прошение на имя Управляющего Епархией. В документе обязательно нужно указать дату и место венчания, историю семейной жизни и причины, по которым супруги желают расторгнуть церковный брак. К прошению прилагается документ, в котором священнослужитель излагает личное отношение к данному случаю.
В течение 30 дней от Управляющего Епархией ко священнику приходит разрешение или отказ на расторжение церковного брака. Отказ даётся в том случае, если причины для церковного развода не являются достаточно вескими.
Процедура развенчания церковного брака: условия развода
На вопрос о том, сколько раз можно венчаться, церковь отвечает довольно однозначно. Если получить согласие на венчание во второй раз вы можете без особых проблем, то когда вы пойдете за разрешением на венчание в третий раз, на вас посмотрят откровенно осуждающе.
Не исключено, что попытаются наставить на путь истинный, напомнив, что метаться от жены к жене (от мужа к мужу) не достойно истинно верующего человека.
Церковь всегда отрицательно относилась к разводу, поэтому развенчаться намного сложнее, чем просто получить свидетельство о расторжении брака. Для этого шага должны очень веские причины. Документально они были установлены еще в начале прошлого века. Для того чтобы провести обряд развенчания, необходимо доказать следующие факты:
- неверность одного из супругов;
- принятие другой веры мужем или женой;
- повторный брак при наличии уже существующего;
- венерические заболевания, которыми может страдать один из супругов;
- исчезновение мужа или жены на долгое время (пропажа без вести);
- попытки на причинение вреда жизни членов семьи;
- заключение одного из супругов в тюрьму;
- невозможность к воспроизведению потомства на физиологическом уровне;
- кровосмесительный брак.
Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания.
Поскольку каждый церковный развод – вещь индивидуальная, единого обряда и порядка нет. Чтобы сделать все правильно и провести развенчание, обязательно нужно поговорить со священником. Приготовьтесь к тому, что служители Господа непременно будут пытаться вернуть вас на истинный путь и сохранить семейный очаг. Если никакие усилия не дали положительного результата, то развенчание будет произведено. Для этого нужно:
- на имя архиерея нужно подать прошение и приложить необходимые документы, а затем ждать ответа;
- поговорить со священнослужителем;
- получить дальнейшее благословение.
Для тех, кто собирается вступать в брак в третий раз, устанавливается более длительная и строгая епитимия.
Вариант первый: оба супруга согласны развестись. Самый простой случай расторжения брака: супругам достаточно вдвоем придти в ЗАГС и лично заполнить бланк заявления. Если в браке нет несовершеннолетних детей, в положенный по закону срок брак будет расторгнут.
Что такое развенчивание
Сказать, что такое понятие, как развенчивание, существует, будет неправдой. Несмотря на то, что люди приходят к священнику, чтобы спросить, как развенчаться после развода с мужем или женой, священнослужитель не будет проводить никакую процедуру развенчания. При определенных обстоятельствах он разве что даст благословение на венчание во второй раз.
Кто ответственен в церкви за развенчание
Людей интересует вопрос, как развенчаться в церкви после развода, к кому обратиться? Свой вердикт о прекращении церковного союза дает епархиальный архиерей. Этот же служитель церкви выдает свидетельство, которое означает, что церковный брак признан распавшимся. Получение этого свидетельства имеет важное значение для стороны, которая невиновна в развенчании, поскольку в дальнейшем у этой стороны будет возможность на осуществление повторного церковного таинства. Вот и ответ на вопрос, надо ли развенчиваться после развода.
Четвертое и последующее венчание: возможно ли
Поняв, обязательно ли развенчиваться после развода, важно осознать, что церковные законы более суровы, чем государственные, которые позволяют вступать в брак столько раз, сколько хочется. Но в церкви все не так. В четвертый и последующие разы по церковному закону в браки вступать нельзя. Это можно счесть блудом, а такой грех никогда не поощрялся церковью.
В каком порядке необходимо действовать
После того как венчанные муж с женой развелись официально, необходимо обратиться в церковь и пройти процедуру расторжения уже церковного брака. Русской православной церковью определен установленный порядок развенчания, который можно пройти в течение 2–3 недель.
В первую очередь, чтобы развенчаться, надо посетить тот приход, где происходило венчание, нужно постараться пообщаться именно с тем священником, который проводил таинство. Если это невозможно, обращаются в церковь, которая находится в непосредственной близости. С мужем и женой общается настоятель, который проводит частную беседу, узнает причины принятия такого решения и рассказывает о последствиях.
Далее, инициаторы процедуры пишут прошение на имя Управляющего Епархией. В документе должна быть указана дата венчания и место, где супруги венчались, рассказана полная история семейной жизни. После этого, нужно назвать причины, которые послужили основанием для развенчания. Все необходимо подтвердить официальными документами и справками, заверенными юридически. Кроме того, к прошению настоятель прикладывает свой рапорт, в котором излагает личное отношение к случаю.
В списке необходимых документов, прикладываемых к прошению, выделяют следующие:
- выданное ЗАГСом свидетельство о расторжении брака;
- если один из супругов живет в новом браке, нужно свидетельство о его заключении;
- свидетельство о венчании;
- согласие второго супруга на развенчание, подписанное им лично и заверенное юридически;
- документы, подтверждающие причины того, что супруги хотят расторгнуть церковный брак.
Видео Процедура развенчания церковного брака
Часто люди, расторгнувшие гражданский брак, не задумываются о том, что между ними все еще остается связь, их союз перед Богом никто не отменял
Некоторые не принимают во внимание такой факт и продолжают жить свободной жизнью, завязывая новые отношения
Но для людей верующих очень важно при создании новой семьи обвенчаться, чем освидетельствовать свои серьезные намерения, искреннюю любовь и верность. А венчание становится невозможным, пока не расторгнут бывший церковный брак
А венчание становится невозможным, пока не расторгнут бывший церковный брак.
К процедуре развенчания стоит подойти со всей серьезностью, учесть все факты и доводы, чтобы не выглядеть смешно или глупо в глазах архиерея. Рекомендуется перед подачей прошения посоветоваться с батюшкой, учесть его наставления, и лишь после того обращаться в епархиальное управление. Посмотрите видео, в котором изложены советы мудрого священника, они направят вас на путь истинный и помогут устроить свою судьбу.
Возможность заключения нового союза
Многие пары задаются вопросом, можно ли венчаться дважды. Учитывая, что развенчаться после развода возможно только при повторном венчании, следовательно, церковь одобряет заключение новых союзов. Но такое бракосочетание допустимо только тем партнерам, которые не были виноваты в распаде предыдущей семьи. Если разлад отношений произошел по причине измены, то супруг, совершивший грех прелюбодеяния, навсегда получает запрет от церкви на второй брак.
Существует также количественное ограничение на заключение новых союзов. Допускается не более трех раз вступать в церковный брак, даже если предыдущие расторгались по веским основаниям (муж изменял, партнер умер, супруг признан недееспособным).
Следует знать, что при повторном венчании невесте нельзя надевать белое платье, а также покрывать голову фатой. Запрещено входить в храм с голыми плечами, руками, ногами. Не допускается красить губы. Кроме того, девушке, вступающей в брак, следует отказаться от макияжа в день церковного бракосочетания. Если союз заключается в третий раз, то оба супруга после обряда наказываются и отлучаются от церкви на 5 лет.
В прямом смысле слова, развенчания не существует. По православным канонам, не проводят обрядов, направленных «на разрушение». Официальное свидетельство о распаде семьи не служит основанием для расторжения церковных уз. А вот вступление супруга (супруги) в другой союз таковым считается.
По разъяснениям священнослужителей, обряд развенчания провести невозможно при причине его отсутствия. Получают только разрешение на повторное воссоединение семьи.
Таинство обряда не повторяется, венцы не возлагаются. То, что среди гражданских людей называется повторным венчанием, на церковном для православных есть лишь благословение на вторую попытку обрести счастье, духовную близость. Читаются молитвы о раскаянии с просьбой о милости дать еще один шанс. Именно повторное венчание и является по факту обрядом развенчания. Церковные служители в любом случае крайне отрицательно относятся к разводам.
Позволялось ли развенчание сто лет тому назад
До революции 1917 года церковь признавалась людьми на государственном уровне. По законам того времени венчанная пара не имела права на развод. Неудачные отношения, отсутствие понимания и любви в семье считались наказанием Небес, эдаким крестом, который оба супруга вынуждены были нести всю жизнь.
Создание новой семьи было возможно только в одном случае — смерть одного из супругов. Женщины, брошенные мужьями, уходили в монастыри, ибо у них не было никакой возможности обеспечить себя самостоятельно. Вырастить детей, вывести их в люди было законом жизни. При этом никто и думать не мог о разрушении церковного венчания.
Никто не утверждает, что все христианские пары, а других в то время не было, были счастливы. Многие мужчины жили на две семьи, рождались дети вне брака, но все эти действия не поощрялись Богом и людьми.
Официальный церковный брак всегда был под защитой Создателя, которого почитали, признавали и боялись все, богатые и бедные.
Как проходит процедура и как часто можно проводить
Православная церковь предусматривает повторное венчание без каких-либо порицаний только в одном случае – смерти одного из супругов. Во всех остальных ситуациях, священники отрицательно относятся к такому вопросу, как развенчаться в церкви.
Повторное венчание может быть назначено только после того, как брак между мужем и женой будет зарегистрирован в ЗАГСе. Супруги подают прошение в областную Епархию, так как обычный священник не имеет права проводить повторный обряд без разрешения архиерея.
Но и в этом случае, Епархия даст только благословение на повторное таинство венчания. Никакого документа, чтобы он подтверждал право на расторжение церковного брака, священнослужители не выдают.
Повторный обряд венчания отличается от первоначального тогда, когда оба супруга венчаются второй раз. По церковным правилам на молодоженов не надевают венцы и обряд проходит «вторым чином». Венчаться в церкви можно только три раза, не более. Но в третий раз обвенчают только овдовевших мужа или жену, при наличии маленьких детей, не достигших совершеннолетия.
Если смотреть в корень проблемы, процесс развенчания полностью отличается от юридического расторжения брака. И если последний проходит быстро и без вмешательства третьих лиц, то церковный развод намного сложнее. Его главная цель – добиться благословения на повторное венчание по причине признания первого безблагодатным событием. Священники учитывают степень вины мужа или жены, и разрешают повторное венчание только тому супругу, который невиновен в разрыве.
В каких случаях повторное венчание невозможно
Зарегистрированные гражданские отношения с одним человеком делают венчание с другим партнером невозможным. Церковные законы отрицают многоженство и уважают союз, оформленный по всем правилам в ЗАГСе. Обряд венчания назначают после документального подтверждения официальной регистрации. Монах, монахиня не могут заключить церковный брак, если приняли обет монашества. Венчаться не имеют права духовные лица, принявшие сан. Священник, до того как вступил в сан, может однократно заключить союз, иметь одну супругу.
Венчаться не разрешают, если супруг (супруга) некрещеный, атеист. Православная церковь отказывается проводить обряд, если супруги исповедуют разные религии.
Человеку, изменившему жене (мужу), разрушившему первые официальные отношения, нельзя вступать в церковный брак повторно. На пострадавшую сторону этот запрет не распространяется. Супруг (супруга) может узаконить новые отношения, совершив обряд венчания. Церковью производится контроль родственных отношений. В венчании отказывают лицам, находящимся в 1, 2, 3, 4-й степени родства.
Отказывают в процедуре лицам, трижды побывавшим в законном браке. Под эту категорию попадают вдовцы и вдовы, 3 раза потерявшие супруга (супругу). Этим брак, заключенный по церковным канонам, отличается от гражданского. У последнего подобных ограничений нет. Сотрудники ЗАГСа принимают к рассмотрению все заявления граждан, поданные на регистрацию.
«Насильно мил не будешь»
– Отец Владимир, а если подойти к этому вопросу с другой стороны: почему многие семьи, не венчаясь, не имея этого огонька, более того, иногда даже без штампа в паспорте живут в «гражданском браке» до конца своих дней и любят друг друга?
– Такие семьи, безусловно, есть, и мне, как священнику, часто приходилось с ними общаться. Но в чем особенность таких семей? Массово они стали появляться в XX веке, когда при советской власти люди потеряли веру в Бога. Однако подсознательно супруги жили по-христиански и сохраняли традиции христианской нравственности, доставшиеся им от верующих родителей, которые жили в дореволюционное время, в другую эпоху. Несмотря на то, что в советские времена такие браки не венчались (да и при желании совершить Таинство, в то время это было крайне затруднительно), они жили полноценной семейной жизнью, супруги были верны друг другу, хорошо воспитывали своих детей.
Такие пары можно лишь похвалить, и Церковь не называет их блудниками, а признает их союз законным браком. Но одновременно Церковь проецирует его в вечность, и ставит вопрос: «А какова же будет судьба данной семьи за пределами земной жизни?» И отвечает: «Да, есть прекрасные, любящие друг друга люди, но ведь они не верят в Бога, в жизнь после смерти. Так можем ли мы надеяться, что после своей кончины они попадут в рай, в который они сами не верят?» Вряд ли. Есть замечательная поговорка: «Насильно мил не будешь», и Господь никого не тащит насильно в рай. Если люди добровольно отказались от Бога здесь, почему Господь там станет пренебрегать их свободным выбором и требовать от них веры?
Именно поэтому, несмотря на добрую и высоконравственную жизнь супругов на земле, такой брак, такая любовь не входит в вечность. Здесь она и остается, возможно, только лишь в памяти родственников и друзей. Пока люди были живы – брак существовал, а после смерти прекратился, потому что они сами не могли и не хотели дать своему союзу вечное измерение. Только лишь в этом отличие благополучного «гражданского брака» от такого же, но освященного Церковью.